Идя в минувшую пятницу по пр. Ленина, я в какой-то момент вздрогнула. Навстречу мне двигался огромный медведь на задних лапах. Зверь раскланивался прохожим, а его поводырь раздавал пригласительные билеты на выставку в Томский областной краеведческий музей под названием "Медведь. Когтистый старик".
Безымянный исполин
Никакого политического подтекста выставка не имеет, уверяют организаторы. По их словам, медведь - наше всеобщее достояние, наш сибирский бренд. Косолапый просто интересный повод продолжить знакомство томичей с культурой коренных жителей нашей области. Ведь культ медведя был распространен у всех этносов, обитавших в таежной зоне.
- Медведь всегда был символом мощи благодаря своим исполинским размерам, -
говорит сотрудница музея
Марина Лоскутова, - если он встает на задние лапы, его размер достигает трех метров, а вес - тонны. У него огромные зубы. И при этом он питается абсолютно всем: мясом, кореньями, обожает грибы, ягоды и кедровые шишки - все, что попадается ему под лапу.
Люди издавна побаивались и почитали медведя. И чтобы не рассердить мохнатого зверя, старались не произносить его имя всуе. В словаре Даля, например, сохранилось 37 синонимов: топтыгин, бурый, косолапый, куцехвостый, когтистый старик, хозяин леса... А сколько в фольклоре сказок, загадок, поговорок о медведе - и сосчитать невозможно.
Медвежьи стишки
Тут в зал ввалился дрессированный медведь - рычал он вполне добродушно и задорно выделывал разные коленца. Зрители просто покатывались от смеха. А потом вниманием людей завладела таинственная гостья из Каргаска Надежда Вялова: "Самые глухие места обычно называют медвежьими углами, - вещала она. - Вот и Каргасок молва именует медвежьим мыском".
Наряженная в колоритный хантыйский костюм Надежда Бронеславовна на национальном языке прочитала медвежьи стишки. Если коротко, суть их такова: приходит охотник в лес и просит медведя: "Не жадничай, дай поохотиться". Хозяин леса ему милостиво разрешает, но предупреждает: "Много возьмешь - бойся...".
- Рассказывали мне родственники, - вспоминает старожилка Каргаска, - когда входишь в лес, невольно возникает ощущение, что медведь наблюдает за тобой. Они советовали мне: встретишь медведя - не беги, он подумает, что ты добыча, и нападет. Лучше греми, кричи - он сам испугается и пустится наутек.
Культ и варварство
- Коренные жители Сибири считали медведя родичем или божеством, которое подарило людям ремесла. Относились
к нему трепетно, в лесу не
трогали, - говорит Зоя
Игнатенко, заведующая научно-экспозиционным отделом ТОКМ. - Даже если люди убивали медведя из самообороны, они обязательно устраивали обрядовый праздник, дабы примирить дух погубленного животного с человеком. Перед медведем ставили угощение, пели песни, извинялись...
Но в 20-30 годы ХХ века на землю, где проживали ханты и селькупы, пришли советские люди. Они стали внедрять идеи рационального пользования природой. Попытались развивать и животноводство: завезли коров, но их вскоре задрали медведи. Косолапых окрестили вредными хищниками и, несмотря на сопротивление местных жителей, объявили охоту на них.
На выставке представлены макеты ловушек на медведя. Они довольно варварские. Например, доска с шипами: ее клали на дно ямы, вырытой на звериной тропе. Медведь проваливался, накалывался на шипы и истекал кровью. Другие представляют собой строения из бревен. Хозяин тайги забредал в избушку, хватал мясо-приманку, дверь захлопывалась. Тут в окошке-бойнице появлялся охотник с ружьем...
Берлога впечатляет
Особую роль медведь играл и в русской народной культуре. На выставке представлены копии лубочных рисунков, на которых запечатлена древняя традиция - вождение медведя по ярмарке. Еще одну исконную традицию - святочные гулянья иллюстрирует фигура ряженого. Парень, стоящий на четвереньках, одет в костюм медведя - на нем вывернутый наизнанку тулуп и устрашающего вида маска.
А наиболее впечатлительных посетителей потрясает медвежья берлога. Заглянув в нее, можно увидеть спящего косолапого. Разрешается даже погладить бурый мех - на ладони после этого остается терпкий запах хозяина тайги. Аж дух захватывает!