Любой шаг, направленный на изъятие у местного самоуправления полномочий, - это шаг в направлении диктатуры, уверен спикер думы города Томска. При этом подрыв основ местного самоуправления может произойти не столько по причине выстраивания политической вертикали власти, сколько из-за порочных межбюджетных отношений, лишающих город финансовой самостоятельности. Об этом, а также о политической репутации нового созыва, партийной ответственности и о том, когда в наших дворах будет чисто и сухо, мы беседуем с председателем городского парламента Николаем Николайчуком.
Долгожданный национальный проект
- Самым обсуждаемым событием минувшей недели стало послание президента к Федеральному Собранию. Ряд наблюдателей назвали его одним из самых популистских выступлений Путина. Как вы оцениваете перспективы тех планов, которые были озвучены главой государства?
- Я считаю, что это послание как никакое другое касается самых близких и больных для россиян вопросов. Ведь демография, это то, что касается каждой семьи. Это вопрос уверенности в завтрашнем дне. По сути - это долгожданный пятый национальный проект. И президент совершенно верно заметил, что решение демографической ситуации - это очень застаревшая проблема, но государство не могло подойти к его решению ранее, чем был накоплен определенный финансовый и административный потенциал. Набирающие обороты национальные проекты должны стать "пробой пера", потому что в решении демографического вопроса не должно быть места ошибкам. Мы должны добиться того, чтобы выделяемые огромные средства дошли до адресата, и наоборот - чтобы не возникло спекуляций на государственных дотациях в погоне за "детскими" деньгами.
- Николай Алексеевич, полгода назад городские депутаты собрались на свое первое заседание в новом составе. В канун избирательной кампании шло много споров о том, добавит ли пропорциональная схема выборов ответственности депутатам. Добавила?
- С уверенностью могу сказать - да. И хотя необходимо около двух лет для того, чтобы работу созыва можно было назвать отлаженной, сегодня городская дума - это сплав ответственности депутатов перед избирателями округов и партиями. Партийная ответственность усиливается потому, что мы накануне нового электорального цикла, и городские депутаты своей работой должны поднимать имидж партий в преддверии выборов в областную думу. А ответственность депутатов-мажоритарников сегодня выше по той причине, что большинство из них пришло в Думу только благодаря активной "работе ногами" на своих округах. Мне лестно читать последние публикации, где столь опытные и уважаемые в области политики, как Борис Мальцев, называют томскую Думу примером формирования представительных и законодательных органов. Ведь "хорошим тоном" считалось не хвалить, а ругать нашу Думу.
Скандальный имидж - ущерб репутации
- Во многом негатив политического бомонда в отношении городских депутатов определялся постоянными склоками между Думой и администрацией города. Сегодня же на ваших заседаниях много меньше драматизма. А СМИ стали замечать, что и мэр Макаров практически перестал посещать заседания. Это показатель того, что с исчезновением в Думе оппозиции мэрия перестала воспринимать вас всерьез?
- Отсутствие на ряде заседаний мэра - это лишь форс-мажор, связанный с подготовкой к саммиту. Признаюсь, меня поначалу умилял тот шум и гам, который стоял на заседаниях думы третьего созыва. Однако позже, работая с избирателями, я обратил внимание, что скандальный имидж думы наносит серьезный репутационный ущерб всей власти. Ведь люди не разделяют власть на представительную, исполнительную, городскую или областную. Они просто говорят - власть. И склоки приводят только к одному: народ говорит - все, что вы делите, это лишь ваш корытный интерес, а до нас вам и дела нет. Поэтому сегодня в Думе нет нарочитого противостояния. Бывают моменты, как и в любой семье, когда нужно поскандалить, но мы находим возможность в рамках работы комитетов и заседаний Думы сглаживать возникающие острые углы. Наша основная задача - это описать те правила, по которым администрация должна функционировать на территории города Томска. И мы сегодня эту задачу выполняем. Другими методами, не крикливо. Вот здесь мы немного стали похожи на областную Думу, где крика меньше, а продуктивности - больше.
- Николай Алексеевич, в период подготовки бюджета на текущий год вы не раз заявляли, что существующие межбюджтеные отношения - это подрыв основ местного самоуправления. Учитывая, что вскоре предстоит работать над новым бюджетом, не могли бы вы пояснить это высказывание?
- Проблема с формированием бюджетов муниципальных образований состоит не в том, что мы живем в условиях постоянного недофинансирования и дефицита. Плохо другое - подходит следующий финансовый год, а мы не знаем в каких условиях будем жить, каких лишимся полномочий и в каких объемах они будут нам компенсированы в виде субвенций. Впрочем, и это не было бы столь важно, если на первом этапе разделения полномочий объем этих полномочий просчитывался не по их фактическому обеспечению, а по тем объемам средств, которые необходимы для исполнения этих полномочий. А получилось так: забрала область образование и здравоохранение, посчитала, сколько в городе на эти функции было заложено средств, изъяла их, а потом вернула в виде субвенций. А вот насколько передаваемые функции были подтверждены финансированием, не просчитали ни в одном муниципальном образовании России. Это и обострило ситуацию. Раньше, когда то же образование или здравоохранение в городе недофинансировались по причине острого дефицита бюджета, мы имели возможность передвигать средства в течение года с одной строки бюджета на другую. Были мобильнее в решении этих вопросов. А теперь нам деньги возвращаются из области меченными, и мы лишились права самостоятельно принимать оперативные решения. Как сказал один из моих коллег, нас на колени поставили. Потому-то я и говорю о том, что сама основа местного самоуправления начинает рушиться. Не в словах, не в политических лозунгах, а в финансах.
- В таком случае как вы относитесь к инициативе депутата Владимира Жидких, как раз связанной с возможностью передачи ряда муниципальных полномочий на уровень области?
- В этой инициативе, равно как и в возникшей по поводу нее дискуссии больше политики и межличностного конфликта инициатора и того, на кого направлена эта инициатива. Ведь это не "первая ласточка". Мы уже лишились ряда куда более серьезных полномочий. Поэтому сегодня уже поздно кричать и пытаться отрезвлять членов Федерального Собрания. Передав образование, город не перестал им заниматься, и уж тем более не перестанет заниматься строительством и ремонтом дорог. Однако тенденция - нехорошая. Любой шаг, направленный на изъятие у местного самоуправления полномочий - это шаг в направлении диктатуры. Даже если ты находишься от диктатуры на расстоянии 100 тыс. километров, и делаешь только один шаг в один метр, ты должен четко представлять, что это все равно шаг в ту сторону. Мы далеки от диктатуры, но двигаться в этом направлении - опасно. Местное самоуправление - это тот же ребенок, которого, конечно, можно за плохое поведение лишить самостоятельности. Однако затем родители до пенсии будут тянуть это чадо. А если попытать его научить, то можно надеяться как минимум на стакан воды в старости.
Созвучие в делах
- Николай Алексеевич, на этот год Думой принят ряд целевых программ, направленных на решение самых болезненных проблем города. Однако они подкреплены столь скудным финансированием, что выполнение поставленных задач вызывает сомнение.
- Нами подготовлено и принято много программ, но лишь 21 из них прописана в бюджете с указанием источников финансирования. И сумма, заложенная на их реализацию, все-таки немалая - 228 млн. рублей. Однако я хотел бы подчеркнуть, что программы - это лишь инструмент для привлечения дополнительных средств на решение общегородских проблем. Скажем, закладывая миллион, мы рассчитываем получить три на условиях софинансирования из областного или федерального бюджета. Так, на программу модернизации лифтов на этот год предусмотрено 10 млн. рублей. Мы осознаем, что проблема стоит столь остро, что нужно затратить хотя бы миллионов 60, как это было сделано в прошлом году. Но мы также понимаем, что эти 10 млн. - это та база, которая нам позволяет войти в программу областную и попытаться еще что-то с федерации "добыть". Та же ситуация с самой обсуждаемой сегодня программой благоустройства внутридворовых территорий. Когда мы начали заниматься этой проблемой, то выяснилось, что участок земли - от подъезда до дороги, а зачастую до автобусной остановки, попросту не имеет хозяина. Мы подняли этот вопрос при рассмотрении бюджета, выделили небольшие - по миллиону рублей - деньги каждому из районов города. Затем была подготовлена долгосрочная программа с обязательством увеличения ее финансирования на будущий год. И в итоге наша работа оказалась очень созвучна той, что сегодня проводит областная администрация и областная дума: область планирует выделить на благоустройство таких территорий порядка 80 млн. рублей всем муниципальным образованиям.
Так что мы сознательно идем на то, чтобы принимать на первый взгляд скудные с точки зрения финансирования программы. В дальнейшем эта работа может дать городу серьезные дивиденды.