Публичные слушания по проекту бюджета Томска на 2007 год прошли на высокой эмоциональной ноте при переполненном зале городской Думы. Здесь собрались, как говорится, и стар и млад. Все хотели, чтобы их мнение о новом бюджете было услышано. Депутаты, независимо от политической окраски, вовсю давили на "социальную педаль". Для студентов вузов, принявших активнейшее участие в дискуссии, слушания стали неплохими преддипломными "стрельбами". Что касается представителей городской общественности, то они по привычке балансировали между "хорошим" прошлым и окутанным в дымку будущим.
Точка отсчета - финансовые возможности
Как известно, сколько голов, столько и умов. Поэтому на какое-то единомыслие в думском хоре рассчитывать не приходилось. Но тем не менее попытки отделить зерна от плевел и найти золотую середину просматривались. Как справедливо отметил в ходе слушаний профессор, завкафедрой финансов и учета госуниверситета, декан факультетов банковского дела и целевых программ ВШБ ТГУ Анатолий Земцов, администрация Томска подготовила проект бюджета, максимально соответствующий тем средствам, которые отпущены городу областью и который может стать финансовой основой для его жизни. То есть из этого можно сделать вывод: точкой отсчета в главном финансовом документе стало вовсе не то, что определяет потребности Томска и томичей, а то, чем город располагает по итогам межбюджетных отношений. Насколько оправдан подобный подход? По крайней мере, он реалистичен и честен.
Главное достоинство бюджета на 2007 год - то, что он впервые стал бездефицитным. То есть бюджетные расходы совпадают с доходами и составляют 4,3 миллиарда рублей. Что это дает? По словам заместителя мэра, директора городского департамента финансов Людмилы Смольниковой, это позволит в следующем году снизить объем муниципального долга на 28 миллионов рублей и, с учетом расходов на его обслуживание, сэкономить для Томска 60 миллионов рублей. Сумма для города, надо признать, приличная. "Эти средства можно пустить на реализацию социально значимых программ города, - отметила Людмила Владимировна. - Например, сумма в 60 миллионов сравнима с годовыми расходами на поддержку городского электротранспорта".
Понятно, что денег никогда не бывает много. Главная проблема муниципалитетов состоит в том, что, несмотря на увеличение налогового потенциала и фактически роста доходов, вышестоящий уровень власти идет путем настойчивого сокращения так называемых собственных доходов города и той части налогов, которыми муниципалитет может распоряжаться без оглядки на область. В 2007 году на территории города останется только 11 копеек с каждого заработанного Томском рубля. Для сравнения: в 2004 году на нужды территории направлялось 23 копейки, в 2006 - 12 копеек с рубля. 40 процентов городского бюджета сегодня формируют безвозмездные поступления из вышестоящего бюджета. Это, кстати, не худший показатель. Есть города, где доля "казенных денег" куда выше. И все-таки Томск поставлен перед необходимостью жить по чужим правилам. Несмотря на то, что по ряду статей предусмотрен рост по сравнению с уровнем 2006 года, он незначителен - на уровне прогнозируемой инфляции. Расходы на содержание ЖКХ, например, вырастут всего на 0,4 процента. С учетом субвенции на содержание и строительство автомобильных дорог и транспортных инженерных сооружений расходы составят 633 миллиона рублей. В социальной сфере львиная доля расходов придется на образование - 1,8 миллиарда рублей, что на 6,5 процента выше аналогичного показателя прошлого года.
- Бюджет сложный - вынуждена была признать на слушаниях главный финансист города Людмила Смольникова. - Главная проблема сегодня состоит в том, что не хватает средств на текущее содержание города, на расселение ветхого и аварийного жилья, на капитальный ремонт социальных учреждений. Так, собственно, было всегда, но томичам трудно объяснить, почему не удается с каждым годом жить лучше. Именно поэтому существующие социальные программы и льготы, должны быть сохранены и в следующем году.
Что отражается в бюджетном зеркале?
По мнению профессора Анатолия Земцова, сегодняшнее состояние городского бюджета - это зеркальное отражение тех процессов, которые происходят в российской экономике. То есть речь идет о централизации средств в федеральном центре с последующим их целевым направлением в региональные бюджеты. Таким образом, регионы лишаются конституционного права самостоятельно определять приоритетные направления расходования своих бюджетов. В ситуации, когда доходы, которыми могут управлять органы местного самоуправления, постоянно уменьшаются, муниципалитеты невольно превращаются в сметные организации, которые вынуждены "плясать" под федеральную или областную дудку. Как в этих условиях должно действовать местное самоуправление? Анатолий Земцов считает, что городская администрация в этой непростой ситуации поступила правильно, сформировав на 2007 год сбалансированный, впервые за многолетнюю практику бездефицитный бюджет.
Правда, как выяснилось в ходе дискуссии, профессорскую точку зрения разделяют далеко не все из присутствовавших на слушаниях. Многие депутаты считают, что нет ничего страшного в том, если бюджет будет дефицитным за счет увеличения финансирования социальных проектов и программ. Правозащитник Валерий Александров, например, высказался за оказание финансовой помощи кредитно-потребительским кооперативам, которые, в свою очередь, увеличив ресурсную базу, начнут активнее поддерживать малый бизнес и предпринимательство.
Ряд выступающих прямым текстом требовали увеличения финансирования отдельных расходных статей, которые, по их мнению, оказались провальными. Однако у старшего преподавателя Высшей школы бизнеса Надежды Вишняковой на этот счет своя точка зрения. Она предостерегла депутатов от опрометчивых действий по принятию новых расходных обязательств бюджета. Логика рассуждений Надежды Вишняковой проста: главное не нанести вреда. То есть новые расходные обязательства не должны приниматься в ущерб тем, которые были выстраданы на этапе формирования проекта бюджета.
Надо сказать, что воду на одну и ту же социальную мельницу усердно лили как "единоросс" Кирилл Новожилов, так и коммунист Алексей Федоров. Ясно, что социальная тема сегодня одна из самых выигрышных. Она находит живой отклик в сердцах рядовых горожан. Однако, кому как не депутатам знать о реалиях бюджетной кухни, где едва ли не каждый "продукт" на ней на вес золота. Депутат Кирилл Новожилов считает, что при скудном бюджете необходимо четко расставить приоритеты и направлять деньги прежде всего на те направления, которые остро нуждаются в финансовой подпитке: на поддержку старшего поколения, повышение уровня здравоохранения и развитие электротранспорта. А кто против этого спорит. Городская администрация и так сделала все возможное для того, чтобы социальные гарантии и льготы не выпали за бюджетный борт.
Не плестись в хвосте
Наблюдая за дискуссией в зале, невольно возникала мысль о том, а удастся ли когда-нибудь городу выбраться из бюджетного плена. Или из года в год так и будет продолжаться дотошная дележка денег: всем по чуть-чуть, а в итоге - никому по полной мере. Любопытная точка зрения на этот счет прозвучала в выступлении на слушаниях депутата Алексея Сергеева.
- Если раньше мы сетовали на скудность бюджета, то бюджет следующего года уже можно считать критическим, - считает Алексей Леонидович. - Это значит, что пора наконец-то переосмыслить принципы его формирования. Не обсуждать, как мы докатились до такой бедности, а начинать перестройку. Во-первых, необходимо перейти к верстке бюджета на основе целевых программ - это самый эффективный способ расходования средств. Во-вторых, определить основные приоритеты в соответствии со стратегией развития Томска до 2020 года, в рамках этих приоритетов и должны распределяться бюджетные деньги. Администрации города следует сделать акцент на организаторских функциях, чтобы бюджет прирастал за счет вливаний по областным и федеральным программам, а также за счет инвестиций.
Алексей Сергеев считает, что нельзя плестись в хвосте у обстоятельств - следует почаще самим "заказывать" музыку. Что для это нужно? Прежде всего пересмотреть структуру затрат и доходные статьи как в части прогнозирования, так и с точки зрения выработки программы, как пополнить городской бюджет. Городу надо научиться не только рационально тратить деньги, но и уметь их зарабатывать. То есть не ждать манны небесной, а самим действовать по всем направлениям увеличения доходных статей бюджета. Это как раз то, в чем сегодня нуждается Томск, считает Алексей Сергеев.