Проезжаю по плутающим переулкам "Спички". Взгляд неожиданно упирается в "стоянку" отечественных автораритетов. "Двадцать первые" "Волги", "Победа", "Горбатый". А хозяин-то, похоже, такой же свернутый на "железе", как и я. Вот и стоящий отдельно "401- ый" Москв.. Елки-палки. А двери то две. Да это же....
Откуда ты, "старичок"?
Бог мой. Откуда ты взялся в нашем захолустье - творение сумрачного немецкого гения, аж 1930 года выпуска? Ведь это даже не "Кадет", с которого копировали первый "Москвич". Это мало кому известный в СССР Опель "Олимпия", да еще с заводским люком во всю крышу, закрывавшуюся когда-то брезентом.
"Я его случайно приобрел"- рассказывает хозяин "коллекции" раритетов Раис Аксанов. - "Года три назад судьба занесла в Зырянский район. Ехал по деревне, смотрю в огороде за забором старый "Москвич" стоит. А у меня уже тогда были первые "Москвичи". Думаю, если хозяин согласится, возьму на запчасти. Глянул поближе. Оказалось "Опель", да еще с техпаспортом, в котором указан год выпуска. Правда, двигатель и коробка передач не родные. Но ведь машине 77лет от роду. Немудрено".
Аксанов пытался прощупать биографию "старичка", сменившего за свою долгую жизнь не одного хозяина. Но предыдущий лишь рассказал, что покупал машину у какого - то деда с бабкой. На этом след теряется. Заглядывали и в вездесущий Интернет. Но там сведения лишь о машинах с "эсесовской" эмблемой, начиная с 1937 года. "Приезжал как-то парень из Омска,"- вспоминает Раис. - "пытался на Опеле заводские номера найти. Чтобы узнать историю авто. Не удалось. Продать он и не заикался. Ему, наверное, уже сказали, что я ни за какие деньги не отдам".
Я - "больной".
"Прикипел я к этим машинам," - мотивирует свою позицию Аксанов.- А "Олимпия" - моя любимица. Правда, возможности восстановить ее "в ноль", к сожалению, нет. Разве что, думаю, как теперь говорят, "прокачать". Т.е. сделать что-то наподобие хот-рода со старым кузовом, но современной начинкой". Но до "немца", похоже, дело дойдет не скоро. Гораздо больше шансов быть отреставрированными первыми у отечественных авто, учитывая их родное происхождение. Таких машин в "коллекции" Аксанова подавляющее большинство.
А началось все в конце восьмидесятых, когда томич купил первого "401 го" "Москвича". "Для чего? Я и сам не знаю,- пытается оправдаться он. - Зацепило как-то. А потом люди увидели, что увлекаюсь. Начали предлагать". И понеслось. Еще один "Москвич". Еще. "Волги". "Победа". "965 - ые". "Наверное, это больше из области эмоций,- смеется Раис - Меня привлекают, трогают до глубины души машины классической, скажем так, округлой, формы. Кажется, что у них даже характер есть. Не то, что современные обмылки, которых у меня был уже не один десяток. А насчет денег... ситуации случались всякие. И средств не хватало. И семья немаленькая. Строиться нужно. Вот во дворе практически один ржавый кузов от "401" "Москвича" стоит. Так приезжали отец с сыном и за "это" тысячу долларов давали. Не отдал. Рука не поднимается. Я этим "больной".
"А вот для того, чтобы купить "зеленого" - и Раис любовно поглаживает по округлому крылу еще одного своего старого "Москвича", с виду - вполне бодрого - я вообще современный, пускай и не новый, но "Мерседес" продал. Так на этом "Москвиче" и зимой ездил. Печку поставил от "Жигулей". Сиденья нормальные. Красота".
Не отдам.
В "сети" Аксанова долгое время не попадался горбатый "Запорожец". Он уже стал волноваться. Готов был даже поменяться на что - нибудь. Но выискал и купил за 8 тысяч рублей. Хотя родственник с юга страны уверял, что там они по "штуке" и никому не нужны. "Тут мы как-то на стадион на "горбатом" выехали,- рассказывает Раис. - И мужик подходит. Так чуть ли не пятьдесят тысяч за него предложил".
Интересно, что все машины, составляющие сегодняшнюю "коллекцию", приехали на "Спичку" своим ходом. У Раиса есть даже традиция. В каждый, вновь приобретенный им раритет, он сажает семью или друзей и дает "круг почета" по "Спичграду". К сожалению, условия хранения машин далеки от идеала. А многочисленные детишки, бегающие вокруг стоящих под открытым небом "старичков", скрутили с них уже не одну хромированную финтиплюшку. "Крытый верх надо делать"- сетует томич. Вот она, загадочная русская душа. Довести до кондиции нет полноценной возможности. А продать - рука не поднимается.
Кстати, о душе. Не секрет, что иная "железка" оставляет в сердце след почище того, что остается после общение с людьми. И это не блажь, тем более, когда та же машина становится, чуть ли, не членом семьи.
У меня в гараже на стенке висит мой первый велосипед "Школьник", чудом уцелевший в жизненном водовороте. Обремененные детьми соседи по гаражу уже давно упрашивают: "отдай или продай. Не майся дурью. Пусть детишки катаются. Железка ведь. На хрен он тебе. Вместо картины, что ли?".... А вот не отдам!
Кстати:
На сегодня Аксановская "коллекция"- мы неслучайно берем это слово в кавычки, потому что в полном смысле коллекцией это назвать трудно, не так много в ней автомобилей на ходу, насчитывает более десятка машин разной степени старости и износа. Но Раис не собирается останавливаться на достигнутом. Возможно, вскоре в "его полку прибудет".
Тема "прокачки" старых авто, хот - роддинга, все больше овладевает умами сибиряков. На одном из первых томских байк - шоу засветился вот такой - красноярский аппарат, основой для которого послужил некогда пафосный "Опель Адмирал". Обратите внимание: хозяева машины специально не стали наводить внешний "глянец". Ограничились брутальным стилем, известным в байкерских кругах как "крыса". Вероятно, ужас на соседей по потоку такая лупоглазая "дура" должна наводить недетский.