Так тщательно восстановленных "Побед" нет даже в округе.
Среди раритетных автомобилей Томска эту "Победу" по качеству реставрации, бесспорно, можно назвать лидером. Столько труда, времени и сил никто из томичей на восстановление "старушки" не тратил. Именно восстановление, доведение до первозданного вида. А не создание подобия хот-рода на базе старой "железки", чем грешит сегодняшняя молодежь.
Никаких новоделов!
Как и многие по-хорошему прибитые по технике томичи, Константин давно хотел приобрести что-нибудь старинное, для души. Вначале искал по объявлениям "401-й" "Москвич". Кого могут оставить равнодушными его трогательные лопухообразные передние крылья и наивный горбатый силуэт а-ля "тридцатые"? Но не попался. И тогда остановил свой выбор на "Победе" пятидесятого года выпуска, простоявшей в огороде 35 лет. Нашел ее в Нелюбино.
- Почему именно "Победа"? "Из отечественных послевоенных машин классической формы она мне больше всего нравится, - рассказывает Константин, - ведь если вдуматься, первый "Москвич" - просто копия "Опеля". Советских разработок в нем мизер. Да и размерами, мощностью двигателя не вышел. Поэтому не жалею".
А вот на "двадцать первую" "Волгу", что называется, не запал. Объяснение простое: таких еще довольно много. Изредка, но попадаются и вообще почти нехоженые экземпляры. Реставраторского зуда не возникает. А у томича он был. Руки горели. Причем, что удивительно, Константина поддержала и жена. С ее стороны - подвиг. Как знать, наверное, если бы узнала заранее, что на все уйдет три года, вряд ли согласилась бы.
Но по какому пути пойти? Цель он поставил сразу: почти стопроцентная аутентичность, чего бы это ни стоило. Никаких подвесок, моторов от "Волги" и новомодной широкой резины. Все только родное, как с завода. Другое дело, что за долгие годы выпуска на ГАЗе "Победа" модернизировалась.
Первые машины несколько отличались от более поздних. Но раз пятидесятого года выпуска, значит, должна соответствовать пятидесятому году выпуска.
Жестяночка-то кривовата
"Одну оригинальную решетку радиатора ("гармошку") собирал из трех, - делится секретами томич. - Она у меня именно такая, какая была на первых "Победах". Дошло даже до того, что стоявший на машине стартер более поздних выпусков, с управлением от ключа зажигания, Константин заменил на родной. Он включается ногой. Ну а начинка - механика, она и есть механика. Подвеску, рулевое перебрал. Благо запчасти еще есть. Хотя в их поиске пришлось объехать Красноярск, Юргу, Кемерово, Шегарку.
В коробке, мосту поменял сальники, остальное в этих агрегатах оказалось живым. Двигатель откапиталил. Даже свечи, иной размерности по диаметру нашел оригинальные. Кузов с чувством ободрал, залатал. Снизу защитил от коррозии. Вообще, "жестянке" уделил особое внимание - витрина. По ней встречают.
До одурения выводили все наружные поверхности, доделывая то, на что на ГАЗе в далекие времена просто не обращали внимания. Штамповка, по сегодняшним временам, была ни к черту. Для этого-то, кстати, тогда и использовалось наплавляемое олово - подобие шпаклевки. Но, как говорится, на скорость не влияло.
Салон перетянули, но не кожзамом, как было. Слишком уж убого. А велюром, сохранив прежний рисунок. Словом, попотеть пришлось. Даже лопнувшие пружины в диванах наставляли.
Таких - еще поискать
Полгода Константин мучился и с выбором краски. Подбирал на компьютере. Сравнивал. Пришел к выводу, что "Победе" особенно к лицу светлые тона. Остановился на наиболее близком к оригиналу бежевом перламутре. Упаси боже - металлик. И не прогадал. Смотрится потрясающе. А вот со стеклами не повезло. "Я пытался отполировать родные, - словно оправдывается хозяин раритета, - но они были настолько затерты, что довести до кондиции не удалось. Пришлось вырезать новые".
И вот машина на ходу. Народ должен знать своих героев! Первая настоящая засветка прошла на недавнем "тюнинг-пати". Правда, знающих людей, готовых по достоинству оценить вложенный труд, там было не много. Молодежи больше по душе современная заряженная асфальтовая "пластмасса". Но томича это не смутило. Знакомых, таких же увлеченных стариной, у него хватает. И они весьма лестно отзываются об этой "Победе".
"Мне говорили, что так тщательно восстановленных "Побед" практически нет даже в Сибирском регионе. Не то что в Томске", - с гордостью подводит итог работе Константин". А будет ли продолжение? "Я от нее немного устал, - поясняет томич. - Пока отдохну. А там посмотрим".
Кстати, напоследок он заинтриговал, сказав, что у друга в Томске стоит оригинальная "Победа" - кабриолет. Ждет своего реставрационного часа. Как знать, может, через год-другой, сверкая наполированными боками, и она явится миру для обозрения?