Примерное время чтения: 5 минут
89

"Возьмём вместе Ля-Рошель?"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты - Томск 18/08/2010

Она заходит в класс и с порога спрашивает: "Мы с вами уже взяли Ля-Рошель? - "Нет?" - "Сейчас возьмем". И пока она рассказывает, ты забываешь о том, что ты на уроке в школе и будто своими глазами видишь то, что происходило почти 400 лет назад. А после урока остается ощущение, что во взятии крепости гугенотов ты принимал личное участие!

Так мне рассказывала о своей учительнице Галине Баталиной её бывшая ученица. Тем, у кого она классная руководительница, повезло еще больше - она веселая, креативная, все время что-то новое придумывает, водит учеников на какие-то необычные экскурсии, в походы или готовит сценки к праздникам. А главное - за многие годы работы не устала от школы, что бывает достаточно часто.

"Понять другого человека"

...Через полмесяца начнется 29-й год педагогического стажа Галины Баталиной. Сначала она окончила педучилище по специальности "учитель музыки", три года работала в селе Уртам Кожевниковского района, потом заочно окончила ТГУ и вот уже четверть века преподает историю в школе N 50 Томска.

Но нынче пришлось вновь попробовать себя в новой роли, когда Министерство образования решило в срочном порядке ввести в начальной школе "Основы культуры мировых религий и светской этики". Как и многим учителям истории и обществознания Галине Изявне пришлось самой учиться, и потом сразу, что называется с корабля на бал, вести в четвертой четверти уроки нового предмета.

- Мне это было самой интересно, - говорит Баталина, - и я считаю, что новый предмет полезен для детей. Преподавая в пятых-шестых классах, чувствуешь, что детям не хватает кругозора, ведь в компьютерных играх, которыми школьники повально увлечены, - в основном стрелялки и догонялки, происходящие в некоем выдуманном мире. А теперь уже в начальной школе, говоря о культуре разных религий, светской этике можно в ходе урока дать ребятам начальные знания о географии той или иной страны, истории событий, обычаях.

Родители - первые помощники

- Конечно, какой модуль нового предмета выбрать, решают не дети, а их родители. И я знаю, что священнослужители обеспокоены тем, что большинство родителей выбирает основы светской этики, а не основы православной культуры. Но светская этика ведь не на пустом месте возникла - она основана на тех же моральных принципах, на тех же устоях, которые вышли из религиозных культур, в конце концов, на той же Нагорной проповеди Христа.

Я приносила на урок Библию, Тору, Коран, чтобы дети, во-первых, подержали в руках эти великие книги, а главное - чтобы показать им, что книга - основа мировых культурных ценностей. Ребятам интересно смотреть книги, листать их. Они с удивлением узнают, например, что Тора читается справа налево, что имена святых в разных религиях созвучны.

Кроме того, этот предмет позволяет учителю активнее включать родителей в процесс обучения. Когда я говорю о понятиях добра и зла и привожу в пример стихи Маяковского "Крошка сын к отцу пришел...", то обязательно прошу их обсуждать темы наших занятий с родителями. Понятно, сразу надеяться, что как только мы ввели этот курс, дети сразу станут исключительно культурными и вежливыми, нельзя. Но уверена, в какой-то степени знакомство с культурой мировых религий поможет защитить детское сознание от телевизионных боевиков и застекольных шоу, которые калечат психику.

- Мне нравится наблюдать, как дети взрослеют, - продолжает Баталина. - Шестой-седьмой класс - это один человек, в восьмом-девятом он уже понимает, что проблемы не решаются исключительно "ударом пятки в нос". А чтобы выстроить отношения, надо думать и стараться понять другого. Я стараюсь объяснить ученикам, что показываемое в "Доме-2" - это не семья, не любовь, не эталон чувств, а просто нахлебничество, оплаченное изображение страстей. И я заметила, как ребята подшучивают над своими сверстниками-поклонниками скандальной передачи.

Зачем держать в уме лишнее?

Затронули больную тему всех школьных педагогов. - Я не против ЕГЭ, - говорит Баталина, - хотя бы потому, что дети из глубинки могут поступить в самые лучшие вузы страны. Но, как и многие учителя, я против громоздкого количества и содержания тестов. Невозможно, например, знать всю историю России с восьмого по двадцать первый век, уместив в памяти все даты и цифры, войны и родословные.

К примеру, если мы изучаем на уроке какую-то войну, то говорим о ее причинах, ходе войны, итогах. А на ЕГЭ эти причины, ход, отдельные события, итоги оказываются никому ненужными.

Например: в тестах по истории упоминается ряд известных фамилий, среди которых нужно выбрать одну правильную. Но как это сделать, если в задании упоминается Милютин? В российской истории их двое: один - Николай Алексеевич, другой - Дмитрий Алексеевич. Один участвовал в реформе по отмене крепостного права 1861 года, другой проводил военную реформу в 1874 году. Ученик запросто может ошибиться, перепутав имя, - а это уже минус один балл.

Если мы должны выпустить из школы человека, который будет без проблем перестраиваться на новую работу, то мы должны научить его находить нужную информацию в нужный момент и уметь ее применить. Наша цель - научить школьника логически мыслить, а какую-то дату или название главы он найдет, когда нужно будет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах