Вот и завершился очередной легендарный ралли-рейд "Париж - Дакар". Двадцать девятый по счету. Он длился две с половиной недели, унеся с собой две человеческие жизни. И пускай в этот раз наши КамАЗы не вырвали ожидаемое первое место, общее выступление россиян, боровшихся в разных автомобильных зачетах, выше всяких похвал. А вот с мотоциклами не везет. Но что с этого нам, томичам?
"Дакар" - вотчина КамАЗов
Дело в том, что знаменитый ралли-рейд давно стал достоянием всех россиян, неравнодушных к авто- и мотоспорту. Чему способствовали, в первую очередь, победы КамАЗов. Но важно не только это. Африканская пустыня уже не первый год заставляет учащенно биться сердца тех, кому не чужд дух экстрима, здорового авантюризма, свободы, романтики и путешествий. А таких хватает и в нашем городе. Вот только довольствоваться автомоторомантикой большинство из них вынуждено с помощью телевизора. Чтобы поехать на "Дакар", а правила позволяют участвовать в нем и непрофессионалам, вряд ли у кого-то из томичей найдутся средства. Да и количество участников, растущее с каждым годом, сознательно ограничивается организаторами.
Кстати, одно время была мода на "Дакар". И туда потянулись звезды кино, шоу- бизнеса, покупавшие для выступления дорогущие "аппараты". Но хватало их ненадолго. Поняв, что пустыня - это далеко не развлекалово, новоявленные "гонщики" с позором бросали своих железных "монстров" и эвакуировались "в цивилизацию".
Романтики - в бой!
Но это у них, "за бугром". А мы? Популярность "Дакара", трансляции которого начались в нашей стране еще в далеких девяностых, подтолкнула и россиян на создание своих рейдов, пусть и не таких продолжительных и изнурительных.
Но, как известно, все начинается с малого. Чего, чего, а бездорожья и бескрайних просторов нашей стране не занимать. И здесь, как и в "Дакаре", постепенно произошло разделение на профессионалов, выступающих в командах. Для них, российские рейды - по большому счету лишь тренировка перед вершиной - "Дакаром", и на непрофессионалов - тех самых "романтиков", которых гораздо больше.
Говоря о последних, в пример можно привести ежегодный рейд "Караван". Он проводится журналом "Мото" по Прикаспийской пустыне уже 10 лет. Этот многокилометровый "продубас" интересен тем, что рассчитан не на автомобилистов, чем страдают остальные российские рейды, а на самых что ни на есть авантюристов - мотоциклистов, причем непрофессионалов. Здесь главное не гонки, а путешествие, познание себя. Ведь именно всепролазный легкий мотоцикл - не машина, дает тот стопроцентный дух свободы, ту раскрепощенность, которых так не хватает затюканным проблемами городским жителям.
Именно сев за руль мотоцикла, по большому счету на "два необузданных колеса с мотором", ты чувствуешь себя мужиком. Мачо. В этом и секрет того, что в африканскую пустыню, в первую очередь на "Дакаре", лезут именно на мотоциклах, что само по себе - безумие.
Куда глаза глядят
Притягательность "продубасов" в последние годы ощутили и "на местах" - в разных городах страны. В том числе и в Сибири. Этому способствовало растущее благосостояние россиян. Как-никак приличный "эндуро" меньше чем за три штуки баксов не словишь. Не говоря уже о соответствующей экипировке.
Пускай и спонтанно, на эмоциях, но стали организовываться "покатушки" эндурщиков в соседних Кемерове, Новосибирске, Красноярске. Зачастую, они не имеют ни какого-то проложенного маршрута, ни регламента. Просто, как правило, на выходные, собираются с десяток по-хорошему "отмороженных" мужиков и устраивают "прохваты" по окрестным деревням и поселкам. А то и просто по-настоящему бездорожью. Причем для этого не надо быть титулованным кроссменом.
Что-то подобное уже не первый год происходит в Томске, где за внедорожную любительскую мотоциклетную тематику "отвечает" известный эндурщик "Вова- Ямаха". "Это такой кайф, - делится своими впечатлениями Владимир.- Адреналин буквально стекает из ушей! Мы просто выбираем направление, не особо задумываясь о последствиях и дубасим "по-черному".
Где наши "винтерсы"?
Словом, волшебное слово "эндуро" все больше и больше овладевает томичами, интерес которых уже не ограничивается одними хромированными чопперами, визгливыми спортбайками. А также помпезными байк-шоу с их "голыми сиськами" и морем пива. Процесс, как говорится, пошел. А будет интерес - будут и результаты. И еще, возвращаясь к Дакару. Покоя не дает и такое обстоятельство. К сожалению, на легендарном ралли-рейде нашим мотоциклистам никогда не везло. Немногочисленные представители России в этом классе не только не занимали никаких мест, но даже никогда не доезжали до финиша. А чем мы хуже французов и испанцев, уже не первый год побеждающих в пустыне?
Не повезло в этом году и нашему Павлу Федорову, как и в свое время известному гонщику Александру Нифонтову, с умным видом делящемуся теперь с экрана рассказами о "Дакаре". Понятно, что дело по большому счету в деньгах, везении и жуликоватых организаторах-французах, к которым у многих участников есть претензии. Но ведь смог же "выстрелить" наш "собрат" по бывшему соцлагерю прибалт Янис Винтерс, удививший всех своим феерическим выступлением?
Может, россиянам просто не хватает запала, духа, увлеченности, привитию которых отчасти и способствуют внедорожные "покатушки", особенно среди молодежи, на которую вся надежда. Думаю, это еще впереди. Скоро придет и наша очередь. А пока, как знать, может, очередной будущий чемпион сидит сейчас перед экраном телевизора, размышляя о покупке "эндуро"?