Примерное время чтения: 6 минут
108

Сначала-острастка, затем - привычка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Томск 19/09/2007

Еще недавно за сутки в Томске в среднем случалось около 30 аварий. В последнее время эта цифра возросла до 60- 70. Что происходит? Может, принятые недавно поправки в КоАп, ужесточающие наказание за нарушение ПДД, дадут результат?

В год гибнет целый город.

"Я не буду большим оригиналом, если назову основные причины повышения аварийности"- делится мнением заместитель начальника Управления ГИБДД области Алексей Демьянович Соболев. - "Это многократное увеличение личного автотранспорта, не стыкующееся с нашей устаревшей городской дорожной схемой. На мой взгляд, она отстала от ситуации лет на 15. Здесь вопросы к Департаменту дорожного строительства благоустройства и транспорта. Плюс, поголовный правовой нигилизм водителей, особенно, молодых. И еще один очень важный момент: наш русский менталитет, надежда на авось. Мы в Управлении ведем статистику аварийности, правонарушений, проводим, что называется, разбор полетов. Часто попадаются случаи, когда водители не могут внятно объяснить свои опрометчивые поступки за рулем. Ответ у них, как правило такой : "думал, проскочу, ничего не случится". До многих не доходит, что автомобиль - не игрушка, хотя зачастую так и выглядит, а средство повышенной опасности. Результат в цифрах - в год по стране набегает около 35 тысяч погибших - население целого города. В основном цвет нации - молодежь, зрелые люди".

Этапа не два, а три!

Понятно, что такая ситуация не могла оставить равнодушными Президента и Правительство, с согласия которых недавно ужесточили КоАП. Кстати, почему поправки разделили на две, а если копнуть еще глубже, то и на три части? Ведь кроме уже наступившего 11 августа этого года и предстоящего 1 января будущего, нас ждет еще и 1 июля 2008. С этого времени вступают в действие такие важные моменты, как изменение порядка освидетельствования, в случае наличия признаков алкогольного опьянения. А также ответственность собственников ТС, видеофиксация нарушений.

"Думаю, в этом случае поступили правильно, дав людям одуматься"- говорит Соболев. - "Все - таки, в среднем, пол года - срок, есть время сделать выводы. Упор сделан не на наказании, а на то, чтобы до ума дошло. Причем, обратите внимание, ужесточили ответственность за грубые нарушения. А в СМИ уже начался шум, мол, возрастет взяткодательство, Народ, якобы, грабят. Взятки - разве это аргумент? Жизнь не стоит на месте. Зарплаты, худо - бедно, повышаются. И устаревшие штрафы просто недейственны. Что же нам, из года в год ста рублями наказывать? "

Поправки могли быть еще жестче.

Кстати, Алексей Демьянович недавно вернулся из Москвы, где, в том числе, встречался и с авторами нашумевших поправок. По его словам, многие предложения были еще более жесткими. Но не прошли. Например, предлагали суровее относиться к пешеходам, по вине которых значительный процент аварий. Вплоть до административного ареста. "Не обязательно же всех, в самом деле, садить"- разъясняет свою позицию заместитель начальника Управления. - " Достаточно для острастки наказать одного - другие задумаются. Важна неотвратимость наказания". Пока не прошла и балльная система. А она очень бы дисциплинировала. Когда водитель знает, что на лихую вольную автомобильную жизнь у него есть определенный лимит - в голове уже будет ограничитель. "Вообще, новое- это хорошо забытое старое"- говорит Соболев- "Велосипед давно изобретен. И колеса в нем круглые. Их лишь делают больше или шире. За двадцать лет работы в "органах" на моей памяти это уже третье серьезное изменение КоАПа, касающееся ужесточения ответственности за нарушение ПДД. Первое - в конце восьмидесятых. Второе - в девяностые. И всегда результат был. Будет он и сейчас. Наибольшего эффекта стоит ожидать в первое время. А потом люди привыкнут и к этим поправкам".

Пока довезут - протрезвеет.

Согласен Алексей Демьянович и с тем, что помаленьку в лучшую сторону меняется и тот самый пресловутый менталитет. Погоня за западным образом жизни, где ее оберегают всеми возможными способами, дает свои неожиданные результаты. И пристегиваться стали, насмотревшись краш - тестов. И пешеходов пропускать. Опять же, не первый год работает закон об ОСАГО. Но и нерешенных проблем хватает. Например, до сих пор практически неподвластны ГИБДД в плане технического контроля троллейбусы, трамваи и, уже набившие оскомину - скутера. Техосмотр троллейбусы и трамваи проходят у себя, без участия работников ГИБДД. Что касается другого автомобильного транспорта и тех же скутеров, то скоро ожидается введение новых водительских удостоверений, в которых будет значительно больше категорий. "Тоже насущная проблема"- сетует Соболев. - "Например, сравните легковушку с прицепом или огромный джип с ним. Это уже почти грузовик, для управления которым, по сегодняшним правилам, необходима категория "Е".

Кроме всего прочего, в каждом регионе есть своя специфика, влияющая на дорожную обстановку. Для нас, по словам Алексея Демьяновича, актуальна большая протяженность областных дорог. Отсюда множество проблем. Например, в северных районах на многие сотни километров работают всего 6 -8 сотрудников ГИБДД. А по закону, документы в суд на нарушителя необходимо отправить в течение суток. Вот и вертись. "Или такой пример. "Задержали мы в поле человека с явными признаками алкогольного опьянения"- продолжает тему Соболев. - "А везти его к врачу на освидетельствование и оформлять документы - не один час. У наших работников уже смена закончится. Они - то тоже люди, им отдохнуть нужно. Да и он к тому времени уже протрезвеет. Поэтому, мы с нетерпением ждем в июле будущего года поправку в КоАП, разрешающую проводить освидетельствование на месте. Подводя итог, хочу сказать: надеюсь, те меры, которых мы коснулись в разговоре, в конечном итоге, позволят переломить ситуацию на дорогах к лучшему. Каждый обязан понять, что на первом месте должна быть его личная безопасность. Что те же ремни безопасности, техосмотр - не для работников ГИБДД, а для него. Ведь правила дорожного движения писаны кровью". Нельзя не согласиться. Пример Европы и Америки, в которых лет тридцать пять - сорок назад тоже не все было гладко, у нас перед глазами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах