С наступлением летнего сезона транспорта на дорогах города и области заметно прибавилось. Какие в связи с этим возникают проблемы? Что волнует томскую ГИБДД в первую очередь? Об этом мы спросили нового начальника управления ГИБДД УВД Томской области Михаила Горина.
Цифры - не главное
- Ситуация с аварийностью, - сказал Михаил Анатольевич, - остается сложной. Цифрами это явление сложно измерить. В статистических исследованиях мы используем такой показатель, как количество пострадавших на 100 тысяч жителей. По России он составляет 64,4 человека. В Новосибирской области - 43, в Омской - 70, у нас - 22,3. Казалось бы, не так плохо. Но за цифрами статистики, даже небольшими - чьи-то близкие.
И это в любом случае трагедия. Есть такой показатель - число погибших от общего числа пострадавших. И если, например, в Новосибирской области он составляет 7,6 процента, в Кемеровской - 11, Омской - 5,6, то у нас - 15,2. То есть людей при авариях гибнет у нас больше. Такая тенденция наблюдается: количество пострадавших в области в последнее время уменьшается, хотя и незначительно. А количество погибших остается на том же уровне, что и в прошлые годы. Примерно 150 человек в год. Понятно, что мириться с этим нельзя. И это не проблема одной ГИБДД, а и департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта, в целом городских властей.
На днях должна быть принята областная программа безопасности дорожного движения, в разработке которой и мы принимали участие. В ней много внимания уделяется повышению правового сознания, пропаганде безопасности на дорогах, особенно среди детей. Ведь детский травматизм для нас - серьезная проблема. Число автомобилей все время растет, но наша задача не допустить увеличения аварийности.
Баллы нужны
- Как вы относитесь к обсуждаемой в последнее время вероятности усиления ответственности за нарушения ПДД?
- Положительно. Приведу простой пример. С недавних пор законодатели усилили ответственность за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Эта мера резко снизила число желающих покататься "под градусом". И сразу по стране почти на 20 процентов снизилось число погибших в ДТП по вине нетрезвых водителей. Кстати, мало кто помнит, что в девяностые годы в Уголовном кодексе была 211-я статья, которая предусматривала в том числе лишение свободы за подобные проступки. Сейчас ее нет. Думаю, что для некоторых категорий автомобилистов она бы очень пригодилась. К сожалению, часто задерживаем водителей в состоянии алкогольного опьянения, уже лишенных прав. Недавно у нас такой водитель сбил девочку-велосипедистку, получившую серьезные травмы.
Заметную пользу принесла бы и балльная система, что бы там ни говорили. Рассматривается и вопрос об ответственности за нарушения ПДД именно владельцев транспортного средства. К сожалению, не редки случаи, когда автомобиль, совершивший ДТП, мы обнаруживаем, а вот виновного не найдешь. Потому что выясняется, что машина продана неизвестно кому по генеральной доверенности.
Мы лишь рекомендуем
- Каков процент ДТП, произошедших по вине неисправного транспорта?
- Он незначителен. В этом году не было ни одного ДТП, произошедшего по этой причине. Все-таки, чтобы оно произошло, нужна достаточно серьезная поломка. А для ее недопущения существует ежегодный государственный техосмотр. У нас он достаточно эффективный. В полном объеме мы уже около двух лет используем средства технической диагностики. И это дает свои результаты. Плюс к тому, много внимания уделяем пассажироперевозящему транспорту. Вы, наверное, обратили внимание, сколько сейчас проводится проверок маршруток.
- Сейчас много разговоров о снижении качества обучения в автошколах, что сказывается на аварийности. Какова в этом вопросе позиция ГИБДД?
- Дело в том, что на сегодня лицензируют автошколы органы министерства образования. Мы лишь принимаем итоговые экзамены у ее выпускников. Закрыть ту или иную нерадивую автошколу ГИБДД не имеет права. Можем лишь вынести предписание, которое носит рекомендательный характер. Таков закон. И правительству, законодателям нужно наводить здесь порядок, а не ГИБДД. А итоги действительно неутешительные, с первого раза сдает экзамены в ГИБДД только каждый второй. Дело еще и в том, что интенсивность движения в последние годы в связи с автомобильным бумом резко выросла, а дорожная сеть в городе и программы обучения в автошколах радикально не изменились. Да и автошколой дело не ограничивается. Раньше человек, ее закончивший, имел возможность постепенно привыкнуть к дорожному движению, влиться в него. А теперь неопытного автомобилиста встречает плотный городской поток