Так уж повелось: техосмотр большинство автомобилистов проходит летом. Мы решили понаблюдать за этой процедурой на пункте государственного технического осмотра, расположенном по улице Березовой. В день здесь проверяют в среднем 100 машин.
Кто как
С моим собеседником - госавтоинспектором УГИБДД области Евгением Сергеевичем Сафроновым мы стоим возле огромного диагностического бокса. - Конечно, большинство автомобилистов готовится к техосмотру. С явными неисправностями к нам не едут, - комментирует он ситуацию. - Таких подавляющее большинство, и их сразу видно. Машины чистые, под капотом тоже опрятно. Номера сличить не проблема. Ничего нигде не капает. И техническое состояние, как правило, соответствующее. Но есть и те, их, правда, единицы, кто надеется на извечное русское авось. Едут, например, по своим делам, и думают: дай-ка заскочу на пункт техосмотра, особенно если народу там не много. Как сегодня. Попробую. Глядишь, проскачу.
Наблюдаем. Вот подъезжает ЗИЛ-"поливалка". Казалось бы, государственная организация. Все должно быть серьезно. А с бензобака капает бензин. Причем именно с бензобака, а не с заливной горловины. Спрашивается: на что надеялись? "Сейчас будем разбираться",- говорит Сафронов. По его словам, есть и еще одна категория автомобилистов, которых можно условно назвать расчетливыми. Они давно смекнули, что диагностика в автосервисе стоит денег. Вот и едут на техосмотр, зная, что пройти его с первого раза не смогут, но квалифицированные механики, вооруженные умными приборами, обнаружат неисправности. И все распишут хозяевам авто в диагностической карте. Экономия налицо.
Диагностика - в цене
Кстати, о приборах. Все пункты государственного технического осмотра в Томске уже несколько лет оснащаются специальным диагностическим оборудованием. Сколько было разговоров о том, нужно ли с их помощью усложнять техосмотр, стоимость которого резко дорожала. Сегодня они поутихли. В областной ГИБДД считают, что введение технической диагностики резко повысило эффективность техосмотра. И вот результат. За 2006 год не зарегистрировано ни одного ДТП, произошедшего по вине технической неисправности. "Техническая диагностика нужна, - констатирует Евгений Сергеевич. - У нас ведь не просто разрозненные диагностические приборы: люфтомеры, тормозные барабаны, газоанализаторы, а целый комплекс, цепочка, завязанная на компьютер. Получается и быстрее, и эффективнее, чем раньше, когда все было вручную".
А что думают по этому поводу маршрутники? Им особое внимание. Да и проходят техосмотр они два раза в год.
Все самим
- Чтобы моему автобусу пройти техосмотр, - жалуется владелец нескольких маршруток, отказавшийся назвать свое имя, - нужно перед этим недели две его готовить. Заводская сборка и так ни к черту. А когда начинаешь эксплуатировать "пазик" с утра до вечера, все сыплется. Да и требования к автобусам у томских инспекторов, я считаю, очень уж жесткие. Посмотрите в Новосибирске, такая рухлядь по улицам ездит. И ничего. Хорошо, что сейчас хоть специальные тормозные стенды есть. Не нужно, как раньше, разгоняться и тормозить "на юз", чтобы тормоза проверить. Резину жалко. Раз "на юз", два "на юз", где ж ее напасешься?.
Тему качества отечественных "пазиков" продолжает Сафронов.
- Действительно, качество автобусов сильно хромает. Смотришь иной раз, новый ПАЗ заезжает к нам в бокс. А с него уже краска осыпается. Всматриваешься внимательно. А там грунтом и не пахнет. Красят на голый металл.
- Раньше как-то сборка лучше была, - присоединяется к разговору еще один водитель "пазика". - Я в 1998 году такой автобус пригнал. Так на его двигателе 300 тысяч намотал. Потом только первый ремонт сделал. А сегодня - если сто тысяч отходишь, уже хорошо. Со всех щелей течет. Как тут техосмотр пройдешь. Вот сам все и устраняешь.
Общее мнение такое. Нелегка доля отечественного автомобилиста. И несмотря на то, что автосервисов сегодня пруд пруди, как и двадцать, и тридцать лет назад, большинство наших водителей предпочитают сами устранять неисправности. А техосмотр - вещь серьезная, просто так не проскочишь.