Научный, инженерный мир России давно привык, что по весне в Томске проходит инновационный форум INNOVUS. Но в этом году его формат изменен - теперь это Первый форум молодых ученых U-NOVUS, который откроется в Томске 2 апреля.
О том, как воспитать молодого исследователя, инженера и почему изменился привычный формат форума, мы говорим с первым проректором - проректором по учебной работе Томского университета систем управления и радиоэлектроники, профессором Львом Боковым.
Корень innovusа - университет
- Лев Алексеевич, нам в редакцию звонили несколько читателей с вопросом - зачем было менять название авторитетного в России и за границей форума? Мол, и на "взрослых" INNOVUSах бывало немало молодежи, так что меняется?
- Нет, тут принципиальное изменение, и название его подчеркивает. И это не только возраст участников. Если раньше в "корне" слова "инновус" была инноватика, то теперь - университет. Это очень важно. Также как и девиз форума - "Учись в Томске!". Вот с этой точки зрения изменение его формата трудно переоценить. Ведь в наших вузах из Томской области обычно не более тридцати процентов студентов. И мы ждем и больше томичей, и ребят из соседних сибирских и не только сибирских областей, чтобы учились в Томске, оставались у нас работать после окончания вуза. Как региону нам необходимо повышать свою конкурентоспособность. Думаю, в этом плане форум сыграет большую роль. Кроме того, в рамках сибирского форума образования с 24 по 30 марта пройдёт молодёжный карьерный форум "Профессионализм - 2030". Выступления, "круглые столы", выставки, флешмобы, уверен, привлекут внимание не только студентов, молодых ученых и инженеров, но, надеюсь, и выпускников школ. Создадут для них хорошую мотивацию к учебе в томских университетах...
- Вы считаете, такой мотивации не хватает?
- Да. Ведь сейчас почти все выпускники уверены, что поступят, поскольку еще не пройдена "демографическая яма" и относительное число бюджетных мест в вузах увеличено. Не поступят в один вуз, пойдут в другой, не на тот факультет, который по душе, а на другой, не в этом городе так в другом, не на бюджетное место так на платное... Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что человек получит высшее образование, но плохо, если получит "не свою" специальность, выберет "не свою" профессию. Рано или поздно пострадает и ДЕЛО, и он сам. В этой связи, на форуме, послушав молодых ученых, студентов, по сути, почти сверстников, посмотрев их работы, школьник может утвердиться в своем стремлении к будущей профессии и не свернет абы куда, ради диплома.
"Важно кто учитель"
- Сегодня самые модные слова - "инновации, научные исследования". Вы, как основатель Центра инновационных образовательных технологий в вашем университете, знаете точный рецепт, как воспитать исследователя?
- Есть китайская поговорка, которую любит повторять президент нашего университета Анатолий Васильевич Кобзев: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я вспомню, вовлеки меня в процесс - и я пойму, отойди - и я буду действовать". То есть пока своими руками что-то не сделаешь, своим умом до всего не дойдешь, не будешь обладать необходимыми компетенциями. Важен наставник, учитель студента, с которым он будет работать, насколько это человек увлеченный, занимается ли он реальной научной работой. И, конечно, важна мотивация, целеустремленность самого студента, его уверенность, что он работает, тратит время не напрасно.
Технология групповой проектной подготовки студентов в нашем университете выстроена как в той китайской поговорке. В университете выделен один день в неделю, называемый днём ГПО, полностью свободный от учебы.
- Работа над чисто научной задачей - это понятно. А где вы находите рабочие места для групп, решающих производственные задачи? Ведь с этим всегда проблемы. Предприятиям подай классных специалистов, но с практикантами они возиться не хотят.
- В этом "изюминка" практической подготовки наших студентов. Наш университет первым в России открывший студенческий бизнес-инкубатор, первый объединил вокруг себя пояс инновационных предприятий. Сегодня их 135, они разной направленности, но все высокотехнологичные, многие лидеры в своих секторах производства. Вот на них наши студенты и получают рабочие места. Например, одновременно около двухсот ребят во время учебы работают на "Микране", одном из первых инновационных предприятий Томска.
"Инженерный голод - огромный"
- Вы были другом Виктора Гюнтера. Правда, что работая на заводе, он повесил над своим станком плакат: "Хочу в аспирантуру"?
- Этот плакат вполне в его духе. Виктор был потрясающе целеустремленный человек, талантливый абсолютно во всем. В девяностые годы организовал группу, которая разработала и довела до производства одну из системы связи, решив задачу, которую не могли решить несколько институтов. Собственно с этой разработки и начался "Микран".
- А сегодня для страны важнее получить на выходе из вуза инженера или исследователя?
- Боюсь на это также трудно ответить, как на вопрос "кого ты больше любишь - папу или маму?" Нужны и те и другие. Голод инженерный в стране огромный, каждый год к нам едут за выпускниками из регионов, расположенных ближе к Москве, чем к Томску. Сошлюсь на опыт нашего Наноцентра, самого значимого за Уралом и второго по значимости в России. В нем мы можем разработать, спроектировать высокотехнологичное устройство мирового уровня и произвести его внутри университета, применяя сверхчистые технологии. А этого не добиться без сочетания в исполнителях инженерных и исследовательских качеств.