Примерное время чтения: 6 минут
108

Ребенок выбежал на дорогу...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты - Томск 02/07/2008

За пять месяцев этого года на томских дорогах произошло 35 ДТП с участием детей. Итог: 37 раненых и один погибший. В абсолютных цифрах на миллионную область - не так много. Но это несчастливые 13 процентов от общего числа ДТП. В России подобный показатель в среднем составляет 14 процентов. Получается, мы почти на пределе?

Всплеск аварийности - не случайность

Интересная деталь: в начале девяностых учебный процесс в томских школах практически лишился часов по правилам дорожного движения. Но жизнь - строгий учитель: прошли годы и уже в начале 2000-го зарегистрирован всплеск аварийности как раз среди юных томичей, не получивших тех самых "дорожных" азов. Прошло еще пять-восемь лет, и они стали водителями. И опять всплеск аварийности среди них же. Возраст - 20-25 лет. Случайность?

"Нет, это не стечение обстоятельств, - считает старший инспектор областной ГИБДД Виталий Аплин, - законопослушные водители получаются не только из тех, кто нормально закончил автошколу. Все начинается с детства. Если с малых лет ребенка научили переходить дорогу в положенном месте, то когда он вырастет и станет водителем, обязательно будет пропускать пешеходов. Подкорка сработает."

Никого не удивляет, что спортсменов, музыкантов, других творческих людей, достигающих каких-то успехов в жизни, работе, готовят с детства, и чем раньше, тем лучше. Так почему с ПДД должно быть по-другому. Тем более, в наш мобильный век?

Впрочем, на Федеральном уровне, похоже, до осознания серьезности проблемы еще не дошли. Единой программы, школьных учебников просто нет. Не говоря уже о детских садах. Сегодня только в восьмом классе в курсе основ безопасности жизнедеятельности ПДД отводится два часа на весь учебный год. Хотя, по мнению Аплина, их должно быть не менее восьми - десяти в год в течение первых девяти лет обучения.

Выкручивайтесь сами

Учителям не до правил. Им бы свою, донельзя усложненную программу успеть откатать. А мотивация столичных милицейских чиновников такая: общие учебные программы в Департаменте образования принимаются на несколько лет, и пока этот срок не пройдет, влезть туда невозможно.

Приказать же милиция не имеет права. Получается, крутитесь, как хотите. И в Томской области, которая, кстати, в плане "дорожного" образования на хорошем счету, многое делалось и делается. Но все это держится на энтузиазме, доброй воле директоров наших школ, руководителей местного департамента образования, работников областной ГИБДД. Кстати, по их словам, в селе к этому процессу относятся более трепетно. Наверное, потому, что детей меньше и все они перед глазами.

Еще в 1998 году у нас утверждена своя местная программа обучению ПДД школьников. Вернее, дополнение к тому самому курсу ОБЖ для восьмиклассников. Но она выполняется в основном за счет классных часов. Это уже не обязательные уроки. Потихоньку, с большим трудом, восстанавливается и ЮИДовское движение. Между прочим, наша область в далеких семидесятых была его пионером в стране. Сегодня из 70 томских школ отряды ЮИД есть в 47- 48 учебных заведениях. Каждое лето 35 лучших юидовцев отдыхают в специальном лагере, получая дополнительные знания по ПДД. Ребята имеют возможность научиться управлять мопедом, мотоциклом.

И это почти бесплатно. Основные расходы берут на себя комитет по молодежной политике, департамент образования, ГИБДД. Причем последняя не ставит задачу с помощью этого лагеря воспитать себе смену. Далеко не все ребята свяжут свою жизнь с ГАИ. Но вот проводить занятия по ПДД в своих и других школах, детских садах, они научатся. Не говоря уже о том, что сами наверняка станут вдумчивее на дороге.

Где ты - автогородок?

Кстати, томские детские сады тоже не оставлены в стороне. Почти во всех из них есть методист, уделяющий внимание вопросам ПДД. Раз в два года проводятся конкурсы "Зеленый огонек". Интересно, что у воспитателей с шестидесятых годов сохранились еще советские ГАИшные пособия, литература. Конечно, многое изменилось за эти годы. Но, например, зеленый цвет светофора в результате рыночных реформ синим не стал.

Вообще, так и тянет поностальгировать по прошлому. Помнится, в далекие восьмидесятые у нас существовал свой автогородок в районе Лагерного сада. Принадлежал он тогдашнему ТИЗу. И детей Кировского района, и не только, через него прошло немерено. Сегодня то и дело поднимается вопрос о создании чего-нибудь подобного. Правда, уже не в этом месте, по причине его загазованности. Один из вариантов - парк возле Дворца творчества юных. Но для того, чтобы построить автогородок, нужны огромные деньги. Мало того, его еще нужно и содержать. Хотя положительный пример есть.

В соседнем Новосибирске такой, можно сказать, роскошный, "оазис правил" - целая зона отдыха создана и содержится областным бюджетом. В новосибирском автогородке есть не только всевозможная дорожная инфраструктура, перекрестки разных видов, разметка. Но даже и двухуровневая развязка, здания с учебными классами, гараж для техники. Не мудрено, что там занимаются ребята чуть ли не со всех школ.

Может, спонсоры помогут?

"Мы подавали идею создания автогородка в областную программу по БДД, - делится наболевшим Аплин, - но оттуда ее убрали. Денег нет". Так, может, найдется какой-нибудь бизнесмен, способный оказать помощь, не равнодушный к будущему детей? Ведь строятся же на деньги спонсоров детские площадки?

Ну а что нас ждет с детским травматизмом в ближайшем будущем? "Сократить детский травматизм до нулевой отметки в принципе нереально, - высказывает мнение Виталий Равильевич, - важна стабильность. За последние восемь лет она у нас появилась. Но возможны скачки по тяжести последствий. Однако здесь слишком много случайных факторов".

Что ж, зарекаться не будем. Ведь цифры - вещь коварная. Одно-два ДТП могут "испортить" всю "статистку". Да и дело не в ней. Значительную часть проблемы по силам снять семье. Ведь родители - первые воспитатели. И им иногда, глядя на сводки "детских" ДТП, в которых фигурирует фраза: "ребенок выбежал на проезжую часть", хочется задать вопрос: как так получилось. Вы-то где были? Но осознание необходимости разъяснения своему чаду хоть каких-то элементарных азов ПДД должно дойти до каждого отца и матери, и никакие программы здесь не помогут.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах