Лето - золотая байкерская пора. Если раньше в городах среди двухколесных безраздельно властвовали мотоциклисты, то с недавних пор серьезной проблемой стали нигде не зарегистрированные и "бесправные" водители скутеров. С ноября этого года для них вводится новая категория "М". Но депутатам Государственной думы этого мало. Зампредседателя комитета по транспорту Госдумы Сергей Тэн намерен поднять вопрос о временном запрете до осени скутеров и мопедов.
Головная боль
Причина ясна. Повышенная аварийность скутеристов. "С наступлением теплой погоды нам прибавляется еще одна головная боль: скутеристы", - отмечает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения областной ГИБДД
Алексей Пичугин. - В основном это подростки, которым скутеры покупают родители. Причем многим из них даже не приходит в голову поинтересоваться, а во сколько лет можно садиться на этот вид транспорта? Только с шестнадцати! А у нас на дорогу выезжают дети 12, 10 и даже 8 лет, не представляющие, что такое правила дорожного движения. Конечно, нужно наводить порядок. Полагаю, что введение категории "М" улучшит ситуацию".
Но это будет только осенью. А пока депутаты пошли по наиболее простому пути. Запретить, и точка. Однако возникает много вопросов. И прежде всего, к самим законотворцам. Где они были, когда после развала отечественного мотопрома в страну хлынул поток двухколесной китайской техники, по своим параметрам не соответствующей нашим правилам дорожного движения?
Мало того что "китайцы" поголовно двухместные, а по закону передвигаться на мопедах можно лишь в одиночку, так они еще и не соответствуют самому понятию "скутер", он же "мопед". Половина - никакие не "полтинники". Там, спрятанные за облицовками и "70" и "90" и "100"и "125" и даже "150" "кубов". Формально это уже легкие мотоциклы с соответствующими динамическими характеристиками. Стрелку на "сотню" они "кладут" спокойно. А значит, нужны: права, регистрация, техосмотр, страховка и прочий "геморрой". Владельцам, особенно, подросткам, оно надо?
Права помогут?
Работники ГИБДД в борьбе с двухколесными "нелегалами" тоже не особо-то и усердствуют. Доказать, какой поршень у тебя в цилиндре, нереально. Внешне мало кто что-то различит. Да и что требовать с человека, который по закону не обязан иметь при себе ничего, кроме шлема?
А что касается запретов, то как будут сотрудники ДПС запрещать эксплуатацию скутеров? Как на них охотиться? Или кто-то всерьез верит, что люди летом откажутся от "табуреток"? Думать надо было раньше. А теперь выход один: введение той самой злополучной категории "М" для скутеристов и категории "А1" - для водителей легких мотоциклов. Их обучение. Хотя, думается, и это кардинально не поможет. Слишком много развелось "двухколесных", привыкших к беззаконию и бесконтрольности - езде пьяными, без всяких правил, документов, вдвоем, втроем. И посадить их за парту будет ох как непросто.
Есть и еще один нюанс в давно устаревших, но действующих сегодня ПДД. По ним управлять скутером, мопедом, действительно, почему-то разрешается лишь с 16 лет, как и мотоциклом. И это-то в наше время раннего взросления? Хотя, еще в мое советское детство, во времена "Карпат" и "Дельт", тогдашнее ГАИ разрешало отдельным регионам снижать эту планку до 14 лет. А сегодня, вполне очевидно, эту планку повсеместно нужно понизить с 16 до 12 лет. Все равно треть сегодняшних пацанов на скутерах примерно этого возраста, а то и моложе. Но с одним условием. Обязательным обучением их ПДД, пускай и по минимальной программе, экзаменами и выдачей прав. Только так. Чем раньше эти ребята сядут за руль и почувствуют вкус дороги, тем лучше для них. Позже, когда подрастут, получить права на машину им будет гораздо проще".