Чем, кроме университетов, известен Томск в стране и мире, что надо сделать для его большей привлекательности? На днях этот вопрос обсуждали на собрании городской палаты общественности, но решения пока не нашли. Между тем, у нашей собеседницы - президента некоммерческого партнерства томских туристических организаций Ольги Севостьяновой свой взгляд на эту проблему.
Неудачная экскурсия
- Ольга Ахтановна, в Томске немало мест, интересных для туристов из России и заграничных гостей. Но о них мало кто знает. Почему?
- А вы попробуйте где-нибудь найти в свободной продаже красочные путеводители по этим местам. Не переиздается и великолепно изданный еще при советской власти альбом деревянной архитектуры. Можно было распространять за границей и фильм о деревянной архитектуре. Хотя бы на выставках, где мы позиционируем себя как умный город, город студентов, город-форум, город инноваций...
Это все нужно, но параллельно нужна демонстрация наших изюминок. Я сомневаюсь, что сообщение о городе-форуме и городе инноваций привлечет туриста-обывателя из Франции или Лос-Анджелеса, стремящегося посмотреть что-то необычное, чего нет нигде...
Но дело не только в распространении красивых, удивительных "визиток Томска". Наша деревянная красота, раз мы уж о ней говорим в первую очередь, начинает утрачивать свою привлекательность, часть зданий находится в печальном состоянии. К некоторым, особенно часто посещаемым, сложно подъехать на экскурсионном автобусе, нет стоянок. К примеру, здания на Шишкова, 10 и 14. С левой стороны к домам вообще не подойти. Или место, откуда начинался Томск ...На эту гору взобраться сложно, особенно зимой, когда скользко. А ведь человеку хочется подойти поближе, полюбоваться зданием или видом с горы поближе, сделать снимки этой красоты.
- Был у дома Шишкова осенью. Такие лужи, грязь...
- Я работаю в туризме с 1992 года и с горечью могу сказать, что как не было достойной организации приема гостей города, так нет и теперь. Но если в прошлом это было понятно - тогда Томск только-только открыли для иностранцев, то теперь мне трудно объяснить такое отношение к организации властями именно позиционирования Томска и всей области с помощью туризма.
Может, потому что у нас туризмом в области руководит департамент потребительского рынка. Не хочу ничего плохого сказать о сотрудниках департамента, но все же туризм настолько разнообразен - научный, деловой, студенческий, музыкально-театральный, групповой и одиночный, охотничий и.т.д., что его не охватить заботой, вниманием и выработкой имиджевых идей данного департамента.
Автобус
в "рюшечках"
- Например, у нас беда с транспортом. Раньше можно было заказать для туристов в городском автопарке представительный автобус. Сегодня этот бизнес в руках частников, а им невыгодно покупать дорогие автобусы. Покупают то, что уже списано в Европе, потом украшают их рюшечками и прочим кичем. Не говоря уже про водителей, с которыми приходится бороться, чтобы они не приходили на работу в спортивных штанах и потрепанных майках.
Следующая проблема, может, она и первая, - с экскурсоводами. Прежде в Томске были курсы экскурсоводов, я сама их заканчивала. Среди слушателей было немало людей с высшим образованием. Сейчас таких курсов нет - нет спроса на профессию.
- А наши многочисленные форумы, конференции. Знаю, что всегда для гостей организуются экскурсии...
- Ну да, и проводят их секретарши, референты, простые и главные специалисты, но не профессиональные экскурсоводы, которых в Томске единицы. Отсюда и экскурсии по принципу "два притопа, три прихлопа". Где-то что-то прочитали, что-то слышали. Единицы знающих архивные материалы, биографии знаменитых томичей, историю зданий, самого города.
А персонал гостиниц!.. Не забуду, как меня умоляла администратор одной из них не уходить: "Как я буду с ними разговаривать, я английского не знаю!". Стыдно перед зарубежными гостями, которые привыкли, что в Европе служащие говорят по крайней мере на двух языках... Главное в том, что нет в городе управленческой организации, которая бы отвечала за развитие туризма. Хотя давно известно, что именно туризм дает стимул к развитию многих отраслей экономики - строительства, гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания.
"Зачем нам алтайские тропы"
- Критики много. А предложения какие-то есть?
- Была высказана здравая идея - пригласить специалистов, заплатить им за программу имиджевого позиционирования Томска, с тем чтобы потом с ней войти в федеральную программу.
- А можно что-то предложить зарубежным, иногородним туристам в районах томского Севера?
- Там долгое время для них были примитивные условия. Сейчас ситуация изменилась. Например, Парабель с ее великолепной природой, минеральными водами, горячими источниками, охотой, рыбалкой. И гостиница там сейчас приличная. Есть отличные условия для туризма в других районах. Остро не хватает рекламы. Но зато включаешь популярный томский телеканал и видишь там постоянные материалы о путешествии по Алтаю. А почему не по Томску, не по красивейшим местам Томского района? Нет областных, городских программ, которые бы финансировали в каникулы поездки школьников по области. А потом страдаем, что у детей нет патриотизма...