Валерий Ратушный - "рядовой" музыкант Томской областной филармонии. Закончил в 1978 году Свердловскую консерваторию, в совершенстве владеет инструментом под названием "гобой". Человек тонкого душевного склада, интеллигент. В то же время - боец, несколько лет защищал интересы коллектива Томской областной филармонии в качестве председателя профкома. Чтобы как-то выживать, приходится подрабатывать педагогической деятельностью в Томском музыкальном училище. Таких, как Ратушный, сотни. Каковы его взгляды на сегодняшнюю культуру, искусство и место симфонической музыки в жизни томичей?
Эволюция в пользу классики
- Валерий Николаевич, с вашим консерваторским образованием устроились бы в какой-нибудь ансамбль, а это турне по стране, гастроли за рубежом - жили бы в достатке. Что мешает переступить эту грань? Может быть негативное отношение к легкой музыке?
- Легкая музыка понятие достаточно емкое: это и Иоганн Штраус, и джаз Луи Армстронга, и некоторые музыкальные композиции классиков можно назвать "легкой музыкой". Я, конечно, возмущаюсь, когда кто-то предпочитает слушать или смотреть не психологическую драму, а, например, нечто низкопробное с за кадровым хохотом. Во мне сохранилось советское восприятие хорошего или дурного вкуса. Но реальность такова, что плюрализм должен быть не только в политике. Тем более, что запретами дурновкусие не искоренить. Это системное заболевание. Остается надеяться на эволюцию вкусов в пользу классики: и симфонии, и джаза и эстрадной песни, и романса.
- Выступление Томского симфонического оркестра на крыльце концертного зала или на сцене сельского клуба перед десятком другим зрителей - это что? Пропаганда высокого искусства?
- В принципе, идея себя оправдала: такая форма работы востребована, люди тепло воспринимают наши выступления. Хотя есть и другая сторона. Музыкальное классическое произведение требует для восприятия особого душевного настроя, которому, увы, не способствует палящее солнце и уличный шум. Соитие с музыкой - это праздник души. Здесь все имеет глубокое значение: качество и полнота звучания, окружающий интерьер, акустика и даже внешний вид дирижера и музыкантов. Предъявлять свой труд неподготовленному зрителю, на ступеньках крыльца концертного зала это, на мой взгляд, все-таки демонстрация неуважения к артистам оркестра, да и к серьезной музыке в целом.
Но это - вынужденная мера. В горсаду когда-то была крытая эстрада, где по вечерами выступал симфонический оркестр. Сейчас ее нет - одни кафешки. Наш "умный город" не может восстановить даже абонементные концерты для студентов и молодежи. Между тем, скажем, Берлинский симфонический оркестр регулярно собирает на концерты десятки тысяч своих почитателей. Вот это и есть пропаганда настоящего искусства. Но это - другой уровень. Что сделаешь, если наших городских и областных руководителей гораздо чаще можно встретить в ночном клубе, в ресторане, на футболе, чем на концерте симфонической музыки?
Удар по мячу милее голоса скрипки
- А что все-таки означает "подготовленный" зритель?
- Вот вы же ощущаете в себе собственные душевные струны, которые тонко реагируют, когда слушаете, скажем, скрипку с оркестром? Ваша общая и, в том числе, музыкальная культура - это состояние души. Звуки музыки самым непосредственным образом формируют культуру чувств человека, его интеллигентность, утонченность, душевную глубину. Скажи какую музыку ты любишь и я скажу кто ты. Но есть и парадоксы. Звук удара по футбольному мячу для иного руководящего уха звучит более притягательно, поэтому и стоит памятник футболисту. Но мало найдется в городе людей, которые знают, кто и когда "завоевал" для провинциального Томского симфонического оркестра звание "академический".
- Увы, нет денег на устройство летней эстрады, нет и памятника музыканту. Какова вообще, по-вашему, связь между экономикой и культурой?
- Стремление получить много денег , особо не напрягаясь, полностью нивелировали понятия нравственности, да и интеллигентности вообще. Из Европы и США идет не только словесная оккупация русского языка, но и реальное стремление растления человеческой культуры. Почти все развлекательные программы наших телеканалов - это русскоязычная копия западных программ. О какой музыкальной культуре можно говорить, если на музыкальном конкурсе "Евровидения" побеждает Верка Сердючка?! Какой из этого следует вывод? Экономику страны можно выстроить методом "большого хапка", ценой потери нравственных заповедей. Но долго на "глиняных ногах" она не простоит. История это уже проходила.
- Не слишком ли обобщаете?
- Не думаю. Западные психологи уже давно обеспокоены нашествием попсовой псевдокультуры. Они изучают, как работает человеческий мозг, на какие его зоны и как воздействуют музыкальные звуки в тех или иных случаях. Там это уже - часть науки, которая наверняка будет встроена в музыкальную жизнь.
Куда идут реформы?
- Но, Валерий Николаевич, в России реформы тоже идут.
- Вот-вот, идут. Только куда? Главная реформа - это реформа человеческого сознания в сторону высокой культуры. Чем это можно достигнуть? Только развитием эстетических начал высококачественным искусством, музыкой, кино, театром и т.д. Надо ли говорить в каком ужасном состоянии эти реформенные "рычаги"? В Финляндии все доходы от шоу-бизнеса направлены на создание и содержание старых и новых музыкальных школ. Сейчас в этой стране музыкальные школы в каждом квартале. И они заполнены! И они (это доказано!) меняют сознание ребенка, его мозг, его миропонимание! В Южной Корее и Японии - культ культуры. А у нас? Так что какова экономика - такова и культура. Вот вам и взаимосвязь.
- Но, очевидно, не все потеряно, в нашей области, например, принята целевая программа, которая предполагает модернизацию отраслей культуры?
- Мы эту программу в коллективе филармонии не обсуждали. Наверное, кто-то опять думает и решает за нас. Проблемы культуры, повторяю, носят системный характер и решение их требует не регионального, а общенационального подхода. Кстати, очередной начальник областного департамента культуры Кузичкин до сих пор даже не пришел познакомиться с одним из ведущих коллективов "культурного цеха".
Куда смотрят "акулы" рынка?
- Наверное, не досуг - занят тем, как привлечь масштабные инвестиции в капремонт и оснащение предприятий, повысить зарплату работникам культуры.
- Не уверен, что это возможно. Малый бизнес культура не интересует, а "акулы" рынка смотрят, по-моему, на наши предприятия только с точки зрения выгоды. Откровенно говоря, меня удивляет и восхищает то, что филармония в условиях ограниченной самостоятельности, все-таки научилась зарабатывать какие-то деньги и обеспечивать ремонт и содержание предприятий филармонии. Что касается повышения зарплаты, то можем рассчитывать лишь на символическую прибавку - мы же бюджетники. Чтобы зарабатывать самим, надо иметь другую форму собственности. Но и в этом случае нам не уйти от бюджетной помощи, хотя реальная возможность финансового маневра у руководства филармонии все же появится.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы повысить доступность и качество филармонических услуг?
- О качестве мы уже говорили. Что касается доступности, то в отличии от заезжих звезд, на наши концерты руководство филармонии установило пенсионерам и студентам билеты почти по стоимости пачки сигарет - 50 рублей. Но даже по этой цене места далеко не всегда заполнены. Значит, дело не только в доступности, а в музыкальной культуре, которая оставляет желать лучшего.
Кто любит музыку, того любит Бог
- Помнится, в пятидесятые годы прошлого века, в театр или на концерт собирались как на праздник. Сейчас, увы, в "храм искусства" идут в повседневной одежде. Причем, тон задают сами музыканты. Некоторые дирижеры выходят к пульту, как на домашнюю кухню...
- Можно, конечно, упрекнуть людей за некую "вольность" в одежде, но следует ли это делать? Темп современной жизни таков, что дорога каждая секунда - порой некогда переодеться в выходную одежду. Но это не оправдывает дирижера. Для повышения престижа симфонической музыки необходима длительная и очень "агрессивная" пропагандистская кампания. Главные действующие лица в этой кампании - конечно же, дирижер и рядовой артист. Ну, и а в человеке все должно быть прекрасно, в том числе и одежда. Не помню кто-то сказал: "Кто любит музыку - того любит Бог". Мне нравится это определение: такой человек близок к культурному миропониманию, с ним легко работать и приятно общаться.