Томичи вновь обеспокоены ситуацией с транспортом. Многие до сих пор негодуют по поводу прошения маршрутников поднять стоимость проезда, как новый удар: теперь о повышении заговорили и муниципальные перевозчики.
Путь к банкротству
Накануне директор трамвайно-троллейбусного управления Захар Жусенко заявил, что действующие тарифы на проезд в электротранспорте ведут ТТУ к банкротству. И предложил поднять цену за проезд в трамваях и троллейбусах с нынешних 7 до 14 рублей. В противном случае в управлении могут начаться перебои с выплатой зарплаты, а к концу года предприятие и вовсе может обанкротиться.
- Работать по тарифам, которые в два раза ниже себестоимости, это нонсенс! - возмущен директор ТТУ. - Мы часто говорим, что цены за проезд в муниципальном транспорте - это часть политики, однако про экономику тоже забывать не нужно. В конце концов в ТТУ сейчас работают около тысячи человек, средний уровень зарплаты на предприятии - 12700 рублей. Пока мы еще в состоянии выплачивать ее вовремя, но если наши проблемы не будут решаться, уже в следующем месяце начнутся задержки.
О тяжелом положении ТТУ говорят и сами водители автобусов, которых присоединили к управлению после банкротства "Горавтотранса". Они направили в городскую Думу жалобу на крайне низкую зарплату и тяжелые условия труда. А в самом управлении автобусное подразделение назвали самым убыточным. По итогам прошлого года общие убытки муниципального перевозчика составили 77 миллионов рублей, из которых 44 миллиона пришлись на долю автопарка.
- Городские власти должны принять стратегическое решение: нужен ли городу муниципальный автобусный парк, - заявил директор ТТУ Захар Жусенко. - Автобаза может быть коммерчески эффективна, но для этого нужно как минимум 100 автобусов. В противном случае необходимо вывести муниципальный автопарк из состава ТТУ. В нынешнем состоянии подразделение может стать одной из причин банкротства предприятия.
Решение отложили
Не мог на судьбе предприятия сказаться и затянувшийся дорожный ремонт, в частности строительство пушкинской развязки. С апреля для троллейбусов дорога на Иркутский закрыта. Теперь добраться туда можно только на маршрутке. За полтора месяца работы в усеченном режиме управление уже недосчиталось 4,5 миллиона рублей. По расчетам перевозчика к концу августа сумма вырастет до 19 миллионов.
Но пока поднятие тарифов - вопрос весьма спорный. Еще не ясно, будут ли пользоваться горожане этим муниципальным транспортом по такой цене.
- Повышать в два раза - это нереально, - говорит томичка Светлана Жукова. - Кто вообще будет ждать на остановке троллейбус, если можно по такой же цене поехать на маршрутке? Ужасно, конечно, что нам не оставляют выбора. Непонятно, как быть студентам и малоимущим горожанам.
Но цены поднимать, видимо, придется. Об этом говорят и городские власти.
- Поднять цены на билеты в электротранспорте можно было еще в начале года, -- говорит заммэра по экономике Анатолий Абрамов. - Но из-за выборов в Томске был введен мораторий на рост регулируемых тарифов, срок которого истекает как раз в июле. К тому же ТТУ уже получило 87% бюджетных дотаций, положенных в 2012 году. А выделить сверхплановое финансирование из бюджета будет сложно. Ситуация с бюджетом в этом году очень серьезная.
Вероятнее всего, что цены на проезд вырастут как в электротранспорте, так и в маршрутных автобусах. Но решение этого вопроса пока оставлено до июля. Хотя сомнений в том, что цены подрастут, не остается. И так они долго оставались самыми низкими в Сибири.