Наступивший 2013-й год объявлен Годом окружающей среды. Любопытно, что идею эту подсказали томичи - во время визита Владимира Путина в наш город, когда он был еще премьер-министром. Тогда он сказал, что идея хорошая и "надо подумать". Теперь вот эта идея закреплена президентским указом. А цель ее - "обеспечение права каждого человека на благоприятную окружающую среду".
О том, как это решение начали выполнять в регионе, мы беседуем с профессором, заведующим кафедрой геоэкологии и геохимии Томского политехнического университета Леонидом Рихвановым.
"Население разделилось"
- Леонид Петрович, как оценили ученые на недавнем эологическом семинаре в Бразилии реальное состояние нашей планеты, пока землян пугали концом света, глобальными потрясениями?..
- Планета больше страдает, не от глобальных потрясений, а от повседневного наступления человека на ее экологические возможности. Двадцать лет назад в той же Бразилии состоялся Международный конгресс, на котором были названы все болевые точки экологии и приняты обнадеживающие программы, достигнуты договоренности о том, как беречь планету. Нынешняя конференция как раз подводила итоги того, что сделано.
Увы, несмотря на снижение парниковых выбросов, негативные тенденции сохраняются. Выступивший в этом году в МГУ крупнейший американский эколог Дэниэль Медоуз даже сказал на этот счет такие горькие слова: "Уже поздно...". Возможно, не все с этим согласны, но тенденция такова.
В указе президента России даны поручения не только правительству, но и властям регионов "осуществлять необходимые мероприятия" для улучшения экологии. Работа, в том числе в Томской области, ведется, но пока в основном образовательного, воспитательного характера.
Реально же газовые факелы у природопользователей продолжают гореть (хотя они и значительно сократили выбросы попутного газа в атмосферу), незаконно вырубаются леса, которые нынче и так сильно пострадали от пожаров. На ряде предприятий, которые теперь государству не принадлежат, готовы платить штрафы за вредные выбросы, но не снижать их уровень.
Население как бы разделилось на два лагеря. Одни, в основном студенты и школьники, участники экологических общественных организаций, по весне вывозят из пригородных лесов, от берегов озер машины мусора, другие снова летом и осенью мусорят на берегах и в лесах.
И правильно, что первые запланированные в области мероприятия по выполнению указа президента носят воспитательный, образовательный характер. Надо начинать с человека. В этой связи хочу напомнить о втором указе Путина, где он объявил о праздновании в этом году 150-летия со дня рождения Вернадского, величайшего российского ученого, чьи работы прямо связаны с экологией.
Куда торопимся?
- Есть две конфликтные экологические ситуации в Томске. Это решение о создании в городе - спутнике Томска, Северске, реактора на быстрых нейтронах. И застройка левобережья Томи, где расположен водозабор, питающий Томск артезианской водой...
- Возмущение ученых и большей части населения по поводу строительства жилых микрорайонов на левом берегу Томи я разделяю. Правильно сказал недавно наш авторитетный ученый Степан Шварцев: "Если бы жив был Вернадский, он назвал бы этот проект безумием. По сути, мы собираемся плевать в данный нам Богом и природой колодец с чистейшей водой". Я поддерживаю это возмущение томичей. У нас много других свободных земель, кроме левобережья.
- Но вот противником атомной энергетики, насколько я знаю, вы никогда не были. Вас, как профессионала, очень не хватало в спорах на пятом Форуме-диалоге "Атомные производства, общество, безопасность-2012", организованном Росатомом в Томске совместно с областной администрацией.
- Да, я тоже об этом сожалею. Был в это время во Франции, по университетским делам... Категорически отрицать атомную энергетику глупо. Есть хорошие примеры работы атомных станций, есть проблемы, которые надо решать. И факт, что в мире заметен интерес к реакторам на быстрых нейтронах. Их планируют строить Индия, Китай, американцы обещают скоро запустить такой реактор.
В России тоже есть такая станция, Белоярская. Но мы не знаем, какие проблемы могут быть у Северского проекта с его реактором "Брест 300". Ведь аппарат существует пока только в виде эскизной проработки.
Впервые также будет применяться технология нитридного твердого топлива, которое нигде в достаточном объёме не испытано. И как оно поведет себя в реакторе, никто не знает. Впервые применяется теплоноситель, который нигде никогда не использовался - свинцовый.
Никто не выступает против инноваций в технологиях. Но все должно быть проработано, исследовано. На реакторе "Брест 300" я вижу две новых интересных технологии, которые могут дать прорывной эффект. Но могут и не дать. Надо все взвешивать и все населению объяснять.
Может ведь быть предложен и другой реактор, например, ториевый. Пока среди ученых нет единого мнения, какой реактор безопасней. Но дискуссия идёт. А в нашем инновационном городе, к сожалению, другие варианты почти не обсуждаются. Все подается как решенное дело - в 2014 году начинаем строить, в 20-м запускаем, ура, мы первые с таким реактором на планете. Что запустим? Ведь, по существу, пока предлагается "кот в мешке". Куда торопимся?!
Вы помните, в Томске одно время обсуждался проект, нужна ли нам АСТ (атомная станция теплоснабжения). И специалисты пришли к выводу, что можно найти много других источников энергии, например, наладить производство газовых генераторов. В конце концов, от идеи АСТ отказались, но немалые деньги на проект были истрачены.
"Лень возиться"
- На Форуме-Диалоге шла речь об альтернативных источниках энергии. Почему мы отстаем?
- Да, я часто бываю в Европе и вижу, что они развивают ветряки, солнечную энергетику и новый способ получения энергии с помощью тепловых насосов, которые используют потенциал глубинного тепла. Под Томском этот проект реализуется одним частным предпринимателем. Надо бы посмотреть, что получается, и поддержать проект. Да что Европа...
В Монголии, а она по климату как Сибирь, у каждой юрты в степи видны два альтернативных источника - ветряк и солнечная батарея. У нас нет своей эффективной недорогой конструкции ветряков, импортные же дороги. А с солнечными батареями, по-моему, нашим людям просто лень возиться. За ними же нужен уход.