Почему кровь подешевела? С таким жутковатым вопросом к нам обратилась жительница деревни Иштан Кривошеинского района Татьяна Дудкина.
Желающих всё меньше
- Я сдаю кровь с 1975 года, - рассказывает Татьяна Дудкина. - Впервые стала донором, когда маленькому сынишке понадобилась операция. Теперь вот живем не близко к центру, но когда раз в два месяца приезжает донорская бригада, я всегда участвую в сдаче крови. Но если раньше с прививками от клещевого энцефалита и стафилококка 450 граммов крови стоили 600 рублей, то теперь 450 рублей.
- Мне кажется, доноров надо поддерживать, - говорит наша читательница, - ведь только и слышишь, что требуется кровь, а сдавать ее - все меньше желающих. Но почему же тогда такое отношение к нам?
За ответом мы обратились в областную станцию переливания крови. Однако там удивились.
- Мы за кровь вообще не платим, - пояснил заместитель директора станции
Сергей Дегтярев. - Все наши доноры сдают ее безвозмездно. Компенсируем только стоимость питания, но эта сумма небольшая. Да и вообще в районы за кровью мы не ездим.
Запаслись впрок
Кто же тогда ездит? Выяснилось, что это НПО "Вирион". Там действительно осуществляют такие поездки и собранную кровь используют для изготовления препаратов крови и иммунобиологических препаратов.
Однако комментарий нам давать отказались, сославшись на то, что НПО "Вирион" - лишь филиал федерального учреждения "НПО "Микроген", и без разрешения московского начальства общаться с журналистами не вправе.
Нам удалось связаться с пресс-секретарем НПО "Микроген" Тимофеем Пешковым в Москве. Услышав о томской ситуации, он сначала сильно возмутился. Ведь доноров действительно не хватает. И тут же связался с томским руководством. Там подтвердили, что цена упала, но это мера временная.
- Снижение стоимости связано с тем, что сейчас переизбыток крови, - объяснил Тимофей Пешков. - На следующий год потребность в донорской крови закрыта. То есть для запланированного объема медикаментов в Томске крови достаточно. Возможно, в следующем году ситуация изменится, и цена поднимется. Но надо иметь в виду, что если цену не снизить, то себестоимость производства будет высока. Это бизнес-процессы.
Звучит диковато. Ведь мы привыкли, что кровь - это то, ценнее чего нет. С другой стороны - явная коммерция. Хотя надо признать, что и наша читательница не является отнюдь альтруисткой. Донором, то есть человеком, сдающим кровь безвозмездно, ее вряд ли можно назвать. Но она и не скрывает. Сдача крови - для нее определенный приработок к пенсии, на которую сейчас не проживешь. И 150 недополученных рублей не лишние.
Однако вопросы все же есть. Не будем лукавить: кровь - не обычный товар, и вряд ли к нему можно подходить с обычными мерками. Уже тот факт, что НПО "Вирион" собирает ее по деревням, говорит о продуманной маркетинговой политике. Но сколько может стоить сама кровь? И регулируется ли ее цена? Есть ли ответ на этот вопрос?