Примерное время чтения: 7 минут
250

Забвению подлежит?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты - Томск 19/05/2010

Нарым - что в полутысяче километров от Томска, в заболоченной тайге, известный как место ссылки Сталина - стал опять интересен посетителям. Был Иосиф Виссарионович в Нарыме в 1912 году всего 38 дней, но этого оказалось достаточно, чтобы Нарым стал местом всемирно известным. Несмотря на то, что поселок находится на краю земли и добраться до него можно только по воде, желающих побывать здесь, особенно иностранцев, не убывает.

Еще десяток-полтора лет о Сталине здесь говорили мало и сдержанно, заостряли внимание на других политссыльных. Памятник, поставленный

И.В. Сталину в 1948 году, был демонтирован, скульптуру поместили в сарай у дома, в котором Сталин жил. Потом его судьба резко изменилась...

Явился с деревянным сундучком

Но прежде немного истории. Сталин был доставлен в городок Нарым из Томска по Оби 24 июля 1912 года на пароходе "Колпашевец". Срок ссылки ему был определен три года. Поселился он в доме местного крестьянина Якова Агафоновича Алексеева. В ряде работ записано, что с прибытием в Нарым Сталина жизнь ссыльных там оживилась. Но в действительности ничего подобного не было. Не создавал он, прибыв в Нарым, кружков, не участвовал в собраниях, не стремился с кем-то подружиться.

Известно, что во время короткого пребывания в Нарыме он познакомился с Яковом Свердловым, с которым прежде лично знаком не был. В 1912 году имя Сталин еще не звучало, был просто политссыльный Иосиф Джугашвили, и в Нарыме им никто не интересовался. Местные жили своей жизнью, ссылка - своей.

Известно также (со слов Алексеева и его жены), что прибыл в Нарым Сталин и явился в дом Алексеевых с деревянным сундучком. Сходя на пристани с парохода, уронил его на землю. С прилипшей грязью и появился у порога дома Алексеевых. Хозяева смыли грязь с сундучка, покрасили в голубой цвет. Больше ничего неизвестно. Ни как проводил дни, с кем общался, читал-писал ли что-то. Да и что запомнится о человеке, который прибыл в ссылку, прожил недолго в чужом доме и бежал?

"Проверяя по обыкновению каждый день свой участок административно-ссыльных в городе Нарыме, - писал полицейский надзиратель Титков в рапорте от 2 сентября 1912 года на имя пристава 5-го стана Томского уезда, - сего числа я зашёл в дом Алексеевой, где квартируют Джугашвили Иосиф и Надеждин Михаил, из них первого не оказалось дома. Спрошенная мною хозяйка квартиры Алексеева заявила, что Джугашвили сегодняшнюю ночь не ночевал дома, и куда отлучился, не знает. Надеждин же, его товарищ, заявил, что Джугашвили в субботу 1 сентября уехал в село Колпашево Кетской волости".

Версии побега

Подробности побега из Нарыма в разных источниках разные. Первое: хозяин избы, где квартировал Сталин, подвез на обласке постояльца прямо к пристани, к прибытию парохода. Второе: перевез на другой берег Оби, потом доставил до

с. Колпашево. Третье: сразу поплыл с ним от Нарыма в Колпашево. Объясняется просто: сам Сталин воспоминаний о побеге из Нарыма не оставил. Правда, мне удалось установить, что, скорее всего, он устремился в дом ссыльных дворян Ольги и Веры Дилевских, которые под прикрытием "Красного креста" помогали организовывать ссыльным побеги. Что касается Якова Алексеевича, то хвастать в 1912 году, что помог постояльцу бежать, было незачем.

Я. А. Алексеев и лет 15 спустя понятия не имел, что помог бежать будущему руководителю государства, вождю.

Правда, ему напомнили... Зная, что Сталин был в Нарымской ссылке, бежал из нее, историки разыскали Якова Алексеева, поговорили с ним. А потом уж кто-то из стоявших близко к Сталину, видимо, Емельян Ярославский, который в 1930 году вознамерился написать биографию вождя, напомнил Сталину о революционном прошлом, о Нарыме, об Алексееве. Сталин от книги-биографии отказался: "Рано!", однако пригласил Алексеева приехать в Москву, послал деньги на дорогу.

Но Алексеев до Москвы так и не добрался. В воспоминаниях о том, почему не смогли встретиться Алексеев, приютивший ссыльного Джугашвили, и Сталин, скромно говорилось, что Алексеев был неграмотный, где уж найти ему дорогу до Москвы. О том, что "неграмотного Алексеева" могли сопроводить до Москвы, скромно умалчивалось. Может, и к лучшему, что не встретились вождь и неграмотный нарымский житель?.Однако известно, что семья Алексеевых жила обеспеченно по сравнению с другими. Местные власти им помогали, назначили пенсию.

Десант прибыл!

...А летом 1938 года в Нарым со спецзаданием прибыл десант работников Новосибирского обкома ВКП(б) - Нарымский край тогда входил в состав Новосибирской области. Огляделись, побеседовали с местными старожилами и, убедившись, что документальных свидетельств о пребывании здесь в ссылке вождя народов сохранилось достаточно, приняли постановление об организации в Нарыме мемориального музея И.В. Сталина.

Работа закипела: собирались экспонаты, под музей был отреставрирован дом, в котором жил ссыльный Иосиф Джугашвили. Обстановка восстанавливалась по воспоминаниям Алексеевых. Сам Яков Агафонович получил при создаваемом мемориальном комплексе должность - даже две - сторожа и конюха. Открытию музея помешала Великая Отечественная война, и это торжественное событие произошло только 27 июля 1948 года. На митинге присутствовало более четырех тысяч человек.

Более всего присутствующих поразила пятиметровая гипсовая статуя Сталина во дворе музея. Фигура вождя - в рост. Он в распахнутой шинели и в сапогах, с непокрытой головой.

Поездка как награда

В музее после его открытия всегда было людно: передовых рабочих на катерах бесплатно возили в Нарым из всех уголков края.

После нашей Победы над немцами интерес к Нарыму, к пребыванию там в ссылке

И.В. Сталина был особенно большой. Поездка в музей

И.В. Сталина для жителей Нарымского края, прошедших войну и трудившихся в тылу, была желанной почетной наградой. Тогда было принято носить награды, и у многих на груди были медали "За победу над Германией" или "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." с барельефным изображением Верховного главнокомандующего.

Приезжая в Нарым в музей, люди особенно остро чувствовали свою причастность к победе. Может, им было и не так важно, как жил Сталин в ссылке, те ли предметы быта (сундучок, кровать, керосиновая лампа, самовар) были в избе, где квартировал, как и с чьей помощью бежал. Им важно было, что такая великая личность - сам Сталин когда-то бывал в их краях. Роднило то, что с ним выиграли войну.

Так продолжалось вплоть до конца 1950-х, до развенчания "культа личности". Памятник убрали, музей им. И.В. Сталина переименовали в музей политссыльных. С тех пор так и не решили вопрос, как быть с пребыванием Сталина в Нарымской ссылке? Положен ли памятник треть века руководившему великой державой Верховному главнокомандующему страны-победительницы в самой тяжелой и кровопролитной из войн в истории человечества? Достоин ли нашей памяти Верховный главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин? Идут ожесточенные непримиримые споры по всей России. И сейчас, в год 65-летия Великой Победы, к согласию так и не пришли.

Но, похоже, в таком споре истина не может родиться. Ни в юбилей Победы, ни через год, ни через полвека, ни век спустя. Потому что было тридцать три года правления, была разрушительная война, был Верховный главнокомандующий. И у правителя страны, у Верховного главнокомандующего было имя. И даже неозвученное оно звучит.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах