Март еще по-зимнему холоден. Но от прогнозов синоптиков становится все горячей.
По словам метеорологов, предстоящий сезонный паводок обещает быть как никогда серьезным - уровень воды может подняться выше девяти метров. Подобного в нашей области прежде не было. И уж кто пострадает больше всего - так это жители прибрежных районов. Поселок Эушта попадает в зону затопления при любом раскладе.
К подтоплению морально готовы
...Галина Иватулина, жительница деревни Эушта, уже сейчас переносит корма для скотины и продовольствие из погреба на чердак. Она честно признается, что, живя в таком районе, к сезонному подтоплению морально готова. Запланированный ремонт в доме именно поэтому она решила отложить до лета.
- Жалко будет, конечно, и мебели, и технику, - говорит она, - ведь все будет безнадежно испорчено.
Памятки, выпущенные мэрией Томска, о том, что следует делать в случае наводнения, лежат в местном магазине ровной стопочкой. Большого интереса у жителей деревни они не вызвали:
- То, что там написано, это и так понятно каждому. Но эти общие фразы применить к реальной жизни нельзя, - считает Галина. - Так что приходится полагаться только на себя и на опыт соседей.
Светлана Габбасова, жительница поселка Нижний Склад вспоминает, как в 1969 году спасались от сильного паводка. Овец и кур тогда разместили на крышах гаражей. Коров перегоняли к знакомым в Тимирязево. Сами люди могли уехать к родственникам в город. Но тогда ни у кого не было дорогого имущества и людям было не за что опасаться. Сейчас все боятся мародерства.
Рискованный шаг
Жителям Эушты на собрании уже сообщили, что власти готовы вывести из зоны затопления людей. Но никто из деревенских на этот шаг не соглашается.
- У всех скотина, бросить ее мы не сможем. На эвакуацию мы решимся только в самом крайнем случае, но тогда спасатели уже не смогут к нам пробраться, - скептически рассуждает Галина. - Ни один автобус сюда не подъедет: все подъезды к деревне затопит раньше, чем вода зайдет в огороды. Ведь дорога непредусмотрительно проложена прямо в самой пойме реки. Сейчас нам остается надеяться на то, что успеют возвести дамбу. Возможно, она остановит большую часть воды и самое главное - лед. Тяжелые глыбы представляют наибольшую угрозу. Вода-то придет и уйдет, а толстые льдины снесут все на своем пути: и наши хлипкие деревянные домики, и сараи.
Неле Гарифулиной повезло больше, чем ее соседкам, - на время паводка она уедет в город, сейчас уже она начала перевозить документы и ценные вещи.
Специалисты тоже предрекают, что большая опасность для прибрежных поселков именно в том, что здесь большое скопление льда. Неожиданный зимний разлив преподнес и такой сюрприз. Не исключено, что будут предприняты меры для ликвидации заторов - взрывы на Томи. Но пока это только в планах.
Ясно одно: люди, отказываясь от эвакуации, рискуют. Хотя и их понять можно. Нажитого можно лишиться не только от стихии. И как бы скептически ни относились к предложению губернатора развернуть палаточные лагеря в безопасном от подтопленных поселков местах, где люди могли бы пережить стихию и присмотреть за своим добром, это, пожалуй, на сегодня по-житейски самый разумный выход. Вот только будут ли к нему готовы на местах?