Все мы живем сегодняшним днем. Но именно с перспективами связано наше будущее. Каким оно будет у Томска? Станет ли он самостоятельным большим объединением или придатком одного из сибирских городов? На эту тему в нашем издании выступает спикер областной думы Борис Мальцев.
Кому мы интересны?
Каждое очередное заявление наших соседей о решении создать на их территориях "большие города" вызывает у меня противоречивые чувства. С одной стороны, это одобрение, поскольку ориентация на агломерационные процессы является неотъемлемой частью социально-экономической политики развитых регионов мира. С другой - сожаление, так как мы, жители Томской области, находимся пока явно на обочине этих процессов.
Почему так важно не быть "сбоку", а попасть "в течение"? Не имея статуса города-агломерации, территория изначально лишена шансов победить в конкурентной борьбе. Чем меньше город, тем ниже его бюджетная обеспеченность. Минрегиона РФ не делает секрета из своей мечты, чтобы уменьшить количество дотационных и не привлекательных для проживания и ведения бизнеса регионов, и сосредоточить своё внимание на территориях-агломерациях. Что касается крупных зарубежных и отечественных инвесторов, то на карте их бизнес-интересов города с населением меньше миллиона просто не присутствуют!
Провозгласив Томск "инновационной зоной", мы автоматически обрекли себя на "открытость". То есть переустройство всей инфраструктуры. По-настоящему талантливые специалисты выберут то место, где комфортна и безопасна среда обитания; есть хорошие школы; качественное медицинское обслуживание. Не обеспечив всего этого, мы не можем всерьез надеяться на приезд к нам научной и бизнес-элиты. А вот отъезд тех корифеев науки и бизнеса, кто еще остался в Томске, вполне возможен....
Молодежь тоже хочет жить комфортно, поэтому значительная часть выпускников томских вузов стремится в крупные города. Томск для них - это не "инновационная зона", а "зона временного пребывания". Чтобы в корне изменить эту ситуацию, необходимо иметь хороший план и ...очень большие деньги! Но очень большие деньги дают только очень большим городам. Или, по крайней мере, претендующим на статус "большого города".
А как у "них"?
О своих претензиях на агломерацию уже заявили Иркутск, Новокузнецк, Новосибирск, Красноярск и Томск. Судя по сообщениям СМИ, дальше всех продвинулись Новосибирская область и Красноярский край. Согласно плану развития до 2025 года основная миссия "Большого Новосибирска" - "стать главным инновационным центром на востоке России, отвечающим вызовам XXI века, и превратиться в территорию, наиболее комфортную для проживания, труда и отдыха".
Этот грандиозный план основан на двух стратегических ресурсах - "невиданной в мире концентрации науки и образования" и "выгодном геоэкономическом положении, обусловленном концентрацией в радиусе 600 км 12 млн. человек". Прописывая первый ресурс, новосибирцы явно "забыли" про Томск. Но, судя по радиусу, не забыли включить его во второй. Видимо, для того, чтобы легко перекрывать этот радиус, в ближайшее время в Новосибирске будет возведено 12 вертолётных площадок.
Кроме того, Новосибирск официально заявил о выделении 3,2 млрд собственных (не федеральных!) рублей на строительство технопарка. А это уже не мечты, а та самая "острая конкурентная борьба территорий".
Пример для подражания
Еще выше агломерационные амбиции красноярцев. Согласно их стратегическим планам до 2020 года, "Большой Красноярск" должен стать "географическим центром России - местом встреч представителей стран Азии и Европы с целью деловых контактов и связей между континентами".
Красноярский край начал усиленно позиционировать себя как "регион, который уже более 15 лет отображает тенденции и политические процессы, происходящие во всей России. По мнению разработчиков, именно "Большой Красноярск" станет основой будущей Сибирской агломерации и "органичнее всего сложится с Новосибирском, Томском, Омском, Кемерово, возможно Иркутском, если тот не войдет в Дальневосточную агломерацию".
Красноярцы готовы бороться за самый дефицитный ресурс в Сибири - за людей. При этом больше всего они рассчитывают на то, "чего нет в других регионах - Сибирский федеральный университет", называя его "жемчужиной Красноярской агломерации". Он должен стать главной базой для подготовки специалистов в Сибирском федеральном округе и центром притяжения для всей молодежи. Кроме того, к основным факторам красноярцы относят строительство крупного международного аэропорта и развитие нового вида железнодорожного транспорта - скоростного, типа "Сапсан".
И смена губернаторов края не сказалась на поэтапной реализации этой стратегии. К тому же красноярские власти пытаются учесть негативный опыт Иркутска и делают ставку не на "силовой" вариант организации агломерации, а на "добровольно-принудительный". Стараются придать этому процессу открытый характер: проводят общественные слушания, дискуссии, заседания с освещением в печатных и электронных СМИ. Цель одна - донести до людей мысль о неизбежности и естественности агломерации; сделать из них союзников идеи "Большого Красноярска". И это самый правильный подход.
"А мы и ныне там..."
...А что же происходит с "Большим Томском"? Как говорится, "а он и ныне там". То есть примерно там же, где и "Большой Новокузнецк". Еще в 2002 году я заговорил о необходимости создания агломерационной структуры в Томской области. В 2004 году меня поддержал губернатор Виктор Кресс. В 2007 году вопрос обсуждался в Думе города Томска с участием руководства томской мэрии, ЗАТО Северск и Томского района. Была образована рабочая группа по разработке соответствующего соглашения, которое было подписано в 2009 году.
Параллельно со всем этим шла разработка стратегического плана развития Томска до 2025 года, коллективный автор которого (Российский государственный научно-исследовательский проектный институт урбанистики, С.-Петербург) также отметил необходимость создания "Большого Томска" и даже очертил его границы. Вот, пожалуй, и всё.
Меня не устраивают в этом процессе три вещи: его темпы, недостаточная вовлеченность в него общественности и отсутствие четкого поэтапного плана реализации. Хорошо, будем считать, что зачатки "Большого Томска" созданы: есть рамочное соглашение, очерчены границы. Но что будет в этих границах завтра? Если мы сегодня этого не знаем, то завтра этого и не будет. А еще говорят, что самый лучший способ предвидеть будущее - это создать его.
Отдаленная перспектива
Итак, вопрос о том, нужны или не нужны агломерации в России и, в частности, в Сибири, уже не стоит - они появляются по факту. На повестке дня другой вопрос: как именно будут развиваться эти территории? Сколько бы сегодня Красноярск на свою "жемчужину" не любовался, но пока что Томск - единственный в России город, в Уставе которого написано, что градообразующим является научно-образовательный комплекс.
Но в каком качестве Томск со своей "жемчужной россыпью университетов" и ТВЗ будет представлен через 20-30 лет на социально-экономической карте страны? Как самостоятельный "большой город", одна из вертолетных площадок "Большого Новосибирска" или окраина "Большого Красноярска"?
От редакции. Мы приглашаем наших читателей высказаться по теме, поднятой в этой публикации.