Это для Томска, действительно, знаковое событие. И не только потому, что горожане получили красивый, очень нужный и удобный объект, но и как яркий пример того, что томичи в нынешних сложных условиях не разучились быстро и хорошо строить.
Когда начиналась большая стройка, многие горожане терялись в догадках: будет ли дело доведено до конца или, как случалось уже раньше, проект неожиданно забуксует. Но этого, к счастью, не произошло. Напомним, генеральный подрядчик, Томский филиал ОАО "Сибмост", по контракту должен был завершить строительство этого сложного транспортного сооружения в декабре 2014 года.
Однако Росавтодор поставил томичей в жесткие условия. В результате заказчик - мэрия Томска и генеральный подрядчик - мостоотряд 101 ОАО "Сибмост" провели серьезнейшую корректировку графика производства работ, что позволило без ущерба для качества сократить сроки строительства пушкинской развязки с трех до полутора лет.
Плата за долготерпение
Когда такие объекты возводятся в "чистом поле", то это сразу снимает много проблем. С одной стороны, облегчает работу строителей, а с другой - не нарушает привычного образа жизни людей. Что касается пушкинской развязки - это особый случай: ее возведение развернулось в одной из самых оживленных частей Томска.
- Прежде всего, я хочу поблагодарить горожан, особенно тех, кто живет в районе Иркутского тракта и Октябрьского района, за то, что они вытерпели такую масштабную стройку, - отметил на пресс-конференции директор Томского филиала ОАО "Сибмост" Василий Музалев. - Мы изначально предполагали, что будут большие сложности и неудобства для населения. И это вполне объяснимо - на важном социальном объекте было задействовано больше 30 предприятий, а сама стройка вышла далеко за пределы самой развязки.
Тем не менее, мы не только нашли понимание того, что нужно потерпеть временные неудобства, но и установили с жителями постоянный диалог, который позволял оперативно решать возникающие вопросы. И как плату за долготерпение томичи получают современный объект, который сделает их жизнь удобной и более комфортной.
Не секрет, что в прошлом году, несмотря на большие объемы работ, визуально размах развернувшейся стройки как-то особо не ощущался. Это, по словам начальника городского департамента капитального строительства
Алексея Сафронова, объясняется тем, что основные работы велись под землей. Строители заново переложили десятки километров водопроводных и канализационных коммуникациий а также электрических силовых сетей и кабельных линий связи.
Кроме того, много сил и времени отобрала реконструкция дорожного полотна на улице Пушкина от пересечения с улицей Яковлева до Путепровода, ГПЗ-5. Здесь автотранспорт теперь движется по шести полосам.
Неузнаваемо преобразился и участок Иркутского тракта от Путепровода до улиц Первой Рабочей и Мичурина. Там также движение транспорта стало шестирядным. Таким образом, в Ленинском и Октябрьском районах города благодаря реализации масштабного "развязочного" проекта в общей сложности было заново построено либо реконструировано и приведено в нормативное состояние более 15 километров дорог. Заасфальтировано свыше 59 тысяч квадратных метров дорог и 14 тысяч квадратных метров тротуаров. Не забыты и пешеходы - в завершающую стадию вступило сооружение трех современных надземных переходов. Так много и быстро - с привязкой всего к одному объекту - в истории Томска, пожалуй, никогда раньше не делалось.
Кто заводит внутреннюю пружину
У каждой большой стройки есть не только понятная внешняя сторона, но еще и скрытая внутренняя пружина. Именно она заставляет весь механизм действовать четко и слаженно, вносить корректировки, вовремя принимать очень полезные для общего дела решения.
- Когда "Томскгипротранс" вышел на рабочее проектирование развязки, мы предложили отказаться от небольших бетонных пролетов, минимизировать земляные работы - убрать подходы и насыпи, - поясняет Василий Музалев. - И проектировщики пошли нам навстречу. В результате при строительстве эстакады использованы самые современные материалы и технологии. Это повлияло и на сокращение сроков строительства, и на повышение качества и долговечности объекта.
Впрочем, дело не только в передовых технологиях, но и в настрое людей на конечный результат - обязательно с самой высокой оценкой томичей всего, что сделано. Не случайно строители работали круглые сутки, без выходных дней. Когда требовалось, в образовавшиеся "горячие точки" дополнительно направлялись люди и техника. По оценке Василия Музалева, на объекте были задействованы по полной программе практически все томские специализированные предприятия - СУ-920, "Томскдорстрой", областное ДРСУ, "Дорремстрой". Кроме того, большие объемы работ по коммуникациям и инженерным сетям выполнили "Томскводоканал", "Горсвет" и другие томские предприятия.
- Конечно, было бы проще, если бы строительство велось в "одни руки", - говорит начальник городского департамента капитального строительства Алексей Сафронов. - А тут, на пушкинской развязке, все приходилось делать одновременно. Не пострадало ли от этого качество? Подобных строек на протяжении многих лет в Томске не было, поэтому многие отвыкли от серьезных требований. Некоторые компании пришлось учить элементарному внутреннему контролю. В плане "натаскивания" много сделал генеральный подрядчик - Томский филиал ОАО "Сибмост". Принципиальная позиция администрации Томска, как заказчика, также состояла в четком отслеживании обязательного соблюдения каждой субподрядной организацией правил и строительных норм. И это, на мой взгляд, удалось сделать.
Главный козырь
Как известно, идея строительства пушкинской развязки витала в воздухе более 30 лет. Разрабатывались и откладывались в долгий ящик из-за старой российской болезни - нехватки средств - различные проекты: от примитивной небольшой до более современной эстакады, учитывающей интересы растущего города. И вот, наконец, эта идея воплотилась в прекрасном сооружении, которое, скажем откровенно, восхищает томичей не только своей красотой, но и функциональностью.
- Мало кто из горожан знает, что предыстория этого проекта была драматичной, - признается директор Томского филиала ОАО "Сибмост" Василий Музалев. - В 2008 году, когда мы выиграли тендер и приступили к работе, речь шла только о строительстве эстакады. Потом работы неожиданно остановили - сказали, что нет средств. Отмечу, что в этот момент к решению проблемы финансирования серьезно подключилась администрация области. У бывшего губернатора Виктора Кресса в руках тогда был беспроигрышный козырь - строительство Технико-внедренческой зоны. К решению вопроса подключились президент ОАО "Сибмост" и томский представитель в Совете Федерации Владимир Жидких. Так, общими усилиями, удалось "притянуть" в область федеральные деньги.
В результате в проект пушкинской развязки добавились прилегающие к ней улицы, а сама стоимость проекта с первоначальных 1,7 миллиарда выросла до 3 миллиардов рублей. Таким образом, дело сдвинулась с мертвой точки. Что касается администрации Томска, то она взяла на себя функции по координации действий участников большой стройки.
По мнению Василия Музалева, Томск можно превратить в уникальный город, где досадные автомобильные "пробки" навсегда останутся в прошлом. Чтобы это стало реальностью, нужно, во-первых, развязать выезд на Северск - через эстакаду на арзовском переезде направить транспортный поток с пушкинской развязки за город на кольцевую дорогу.
Во-вторых, необходимо построить развязки на площади Южной, а также на Степановке с выходом на Академгородок. "А вот уж когда в Томске возведем третий мост через Томь и направим транспорт с проспекта Ленина за реку, то город вообще свободно вздохнет. Именно на этом должны сосредоточить свои усилия городская и областная власть", - считает Василий Музалев.