Примерное время чтения: 8 минут
88

"Мне нравится познавать мир"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и факты - Томск 10/10/2007

Больше года он не может усидеть на одном месте. Ему нравится быть первым, познавать мир и каждый день испытывать себя на прочность. Ему чужды спокойные путешествия простых туристов, его жизнь - это экстрим, это путешествия, это приключения и борьба за жизнь. Так будет и на этот раз. Известный томский путешественник Евгений Ковалевский вновь отправился в путь, в экспедицию "Томск - Гималаи 2007". Перед отъездом в Непал Евгений побывал в нашей редакции и рассказал о новом путешествии и своих прошлых успешных экстремальных приключениях.

Завершающая трилогия

- Евгений, расскажите о своей новой экспедиции.

- Это путешествие завершает "трилогию" сплавов с Эвереста. Это экспедиция рафтеров и каякеров. Причем в нашей команде спортсмены- водники не только Томска, но и Владивостока, Омска. Есть и иностранные участники: чемпион Новой Зеландии по каякерному слалому Шейн Кинливан и профессиональный каякер из Непала Роджендра Тапалия. Кстати, есть в наших рядах и девушки, это хорошие водницы, которые, я уверен, смогут преодолеть наш путь.

Всем вместе нам предстоит взойти на вершину Гималаев Кала Патар, это более 5 тысяч метров. Там мы установим флаги России, Непала и Новой Зеландии. Дальше мы спускаемся на высоту в 5 тысяч метров и начинаем 130-километровый сплав по одной из самых крутопадающих рек мира Дудх-Коси. Она имеет славу безжалостной реки Эвереста. Штурмовать спортсмены начали ее еще в 70-х. Уже неоднократно были попытки сплава по этой реке, но полностью ее так никто и не прошел. Мы же хотим первыми в мире сделать максимально полное прохождение.

Мое первое знакомство с Дудх-Коси было еще в 2003 году. Мы тогда прошли часть пути на двухместном катамаране и "бублике" (сплавсредство, похожее формой на бублик. - Авт.). В 2005 году я прошел пешком весь путь. Так что теперь я знаю, что нас ждет, а это поможет нам справиться с этой, безусловно, трудной задачей.

- А как насчет безопасности? Ведь еще на слуху трагедия, которая произошла с нашими спортсменами в Китае?

- На нас, конечно, подействовало то, что произошло с нашими коллегами. И поэтому мы предприняли все возможные меры безопасности. Предупредили МЧС, в Томске остается наш координатор, и не один. У нас будет четыре вида спутниковой системы связи, мобильная связь. Я считаю себя разумным руководителем, несмотря на то, что стопроцентный авантюрист и искатель приключений.

"Гималаи меня заворожили"

- Почему в ваших путешествиях такое большое место занимают Гималаи? Чем они вас так привлекли?

- Каждый человек в определенный момент подходит к рубежу, когда стоит задуматься, и тогда ему обязательно надо попасть на свою территорию прозрения, где он получит отклик своей души. Для меня это Гималаи. Мне исполнился 41, когда я понял, что все уже испробовано. И тогда попалась статья про первый в мире сплав в Гималаях. Так родилась идея сплавиться по рекам Эвереста. Но что я знал про Гималаи на тот момент? Что это самые высокие горы мира, что это необычная зона и что там есть какие-то энергии. Интернетом я не владел, собирал информацию по крупицам. Два года ушло у меня на это. В итоге возник четырехлетний проект "На плотах с Эвереста".

Гималаи меня заворожили. Когда смотришь на главный Гималайский хребет, он обычно в дымке бывает - зрелище грандиозное, величественное. И эти вершины поднимаются на такую высоту, которую в жизни никогда не видел. Когда сплавляешься, находишься в каньоне. Вот ты глубоко внизу, на трех тысячах метрах, а над тобой - восьмитысячники-горы, перепад фантастический! Это очень красиво, но вот в плане сплава я здесь уже достиг предела своих возможностей. Эта экспедиция последняя в проекте "На плотах с Эвереста".

- А что же дальше? Будете водить учеников по старым тропам, и все?

- Ну, нет, с новыми экстремальными путешествиями не покончено! На карте много неизведанных мест. После пяти экспедиций в Непал и одной в Западный Тибет я стал совершенно по-другому воспринимать себя и мир. Теперь мне хочется потрогать планету с разных сторон, через ее стихии.

Воду я трогаю, сплавляясь по рекам. Землю потрогал в Западном Тибете. Воздух я ощутил в Гималаях, летая на параплане. Сейчас мне хочется еще раз посетить территорию Кайласа, поехать в Бутан где-нибудь на полтора месяца, хочу осесть в монастыре. Надо осмотреться, понять, чего я хочу. Может, я неправильно живу, не тем путем иду. Вообще я хочу познавать планету через людей. Вот, например, собираюсь в Африку, в джунгли, в племена людоедов. После Африки собираюсь переплыть Атлантический океан на катамаране под парусом. Уже есть название Экспедиции - "От Антарктики до Антарктики". Пока это звучит очень фантастично и кажется нереальным, но когда я в первый раз собирался сплавляться с Эвереста, никто мне не верил, крутили пальцами у виска. И вот уже столько путешествий позади.

"Я - наблюдатель"

- Мне кажется вы не столько путешественник-экстремал, сколько путешественник-созерцатель?

- Я наблюдатель, познание мира меня привлекает. Но не только, я еще и спортсмен. Не буду кривить душой, мне важно быть первым и быть лучшим. Важно сделать шаг в неизвестность, перешагнуть через свою немощь, свой страх, проверить себя. Вернуться и закрасить белое пятно на карте. Интересно что-то сделать впервые. У меня было первое прохождение верховья северной реки Эвереста Арун, до нашей команды никто в мире там еще не был. На реке Дудх-Коси были не пройденные куски, которые я частично прошел. И на двухместном катамаране мы были там первыми.

- Как я понимаю, так было и с Индийским океаном?

- Да, на надувном катамаране под парусом никто не переплывал океан. Были переходы на плоту, на яхтах. Но когда идешь на новой посудине - океан совсем по-другому с ней общается. И то, что например, безопасно для плота или яхты с закрытым трюмом, для нашего катамарана смертельно опасно.

В Индийском океане нас было пятеро, мы сделали шаг в неизвестность. Никто из нас до этого не был в океане, мы не знали, что такое акулы, что такое шторм, как готовить пищу, когда вокруг волны. Все два месяца мы отвечали на эти многочисленные вопросы. Это было интересно, но очень непросто. Как спать, когда волна постоянно не менее метра или бьет по дну? Я так и не мог спать и практически все дни накапливал бессонницу. Или вот как есть, когда ветер такой, что сдувает суп с ложки? Но все это уходило в тень, когда ночью я становился на вахту.

Это было так красиво, так чудесно. Море фосфоресцирует ночью. Планктон светится, когда его задеваешь. Потрясающее зрелище. Мы сначала не знали, что это такое: например, идет большой косяк рыб под водой, такое огромное светящееся пятно, словно летающая тарелка. Или акула нарезает восьмерки, а потом останавливается, и такая двухметровая торпеда под тобой. В этом путешествии нас часто сопровождали дельфины. Плывут два спереди, два сзади и по бокам. Это так красиво. Или вот вспомнить, как нас два раза чуть не раздавили. Ведь все большие корабли идут на автопилоте, никто в иллюминаторы не смотрит, а на радаре нас не видно, слишком маленькие. Но, к счастью, все обошлось.

Еще я просто любил наблюдать за волнами, за океаном. Меня завораживало чувство, что ты один на один со стихией. В какой-то момент я стал задумываться, что такое океан. Я стал развивать мысль, что из океана появилась жизнь на земле. И все на планете не может жить без воды, так как человек не может без сердца. Только у человека сердце одно, а у планеты много. В итоге я пришел к мысли, что океан - это интегральное сердце планеты. Я давно понял: чем ближе к природе, тем ближе к истокам мироздания. И в Индийском океане я в этом еще раз убедился.

Регалии важны

- За реку Арун и за Индийский океан Росспорт наградил вас званием Выдающийся путешественник России. Звания для вас - это важно?

- Путешествие не только романтика, но и изнурительный труд. И он венчается успехом. И признается, и отмечается. Это нормальные амбиции, честолюбие. Для меня регалии важны. В финансовом плане они ничего не дают. Но, значит, я сделал что-то важное не только для себя, но и для общества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах