Идешь по проспекту Ленина в разгар дня, спускаешься по ступенькам вниз по лестнице, вдруг на следующем пролете тебя окружает несколько человек в рваных джинсах, черных нашивках, и просят помочь русской рок- музыке и суют шапку - бросить монетку. Роешься в карманах, находишь денежку, кидаешь и слышишь в след: "Счастья и удачи!" Называются неизвестные - "стритовики". Поют и играют в переходах, на рынках. То ли зарабатывают, то ли самовыражаются. В любом случае несут признаки новой субкультуры. Мы отправили наших молодых корреспондентов изучать интересы сверстников.
Сюрприз родителям
Направляемся к главпочтамту - месту сбора "стритовиков", чтобы узнать, чем они "дышат". На ступенях сидит типичный представитель субкультуры, настраивающий гитару. Знакомимся. Совсем молодой. Звать Миша.
- Поешь? Играешь?
- Не, не пою, так только, играю. На самом деле это много денег не приносит. Только изредка по пятьдесят рублей бывает. Но тогда все вместе идем вечером за пивом или портвейном. (В подтверждение этого рядом стоящий парень вытаскивает откуда-то темную бутыль.)
- Сколько тебе лет?
- Мне семнадцать. Я из Железногорска, учусь в ТУСУРе. Но как с весны сюда попал, все время здесь. Просыпаюсь, часов в двенадцать, ем что-нибудь, дома обычно из еды только хлеб и чай, и сюда иду.
- А родители знают?
- Не-е-ет! И хорошо, что не знают! - улыбаясь, пояснил Миша (рваные джинсы, отросшие до плеч волосы, на руке незаживший круглый ожог "от сигареты" - вряд ли родители были бы рады!). - В июле, скорее всего, поедем автостопом в Новосибирск, все стритовики любят "стопить", а потом, наверное, съежу домой.
- Работать не пробовал?
- Пробовал, только приезжих и малолетних не слишком-то ждут. Да и к тому же здесь неплохо. Ходим на все бесплатные концерты. Играем, в основном чужие песни. Я люблю более спокойные - ДДТ. Песни из кинофильмов, но мы их перепеваем, они меняются, сильно, но не на столько, чтобы получился ремикс.
- Вчера видела, здесь милиция была.
- Это чтобы не было нарушения общественного порядка, - Миша с готовностью отвечает, видимо не первый раз люди в форме об этом напоминали. - Мы не вправе оккупировать общественно-социально важные места, - заученно пересказывает. - Они говорят, что нам здесь не место...
- Со всех двориков тоже гонят, - вмешивается Эдик.
- Поэтому нам-то куда идти? - продолжает Миша, - сейчас нашли один, где и милиция нас не трогает. Но мы сидим там минут пятнадцать, и сюда возвращаемся. Вообще существует три стрита: нижний - где мы сейчас, на ступеньках главпочтамта, средний - на университете, точнее напротив "Облсофпрофа", там, где скамейки. И верхний, около магазина "999", там тоже скамейки. Но главная проблема любого стритовика - гопники. Их там слишком много стало появляться.
Жизнь без времени
- Сталкиваются две субкультуры, - вмешивается еще один стритовик.
Оказалось, что его зовут Денис, он томич, в стрите уже лет восемь, почти год работает почтальоном, живет непонятно где. Путано начал рассказывать о принципах стрита, не хватало слов, слишком уж много пива принял внутрь.
- Заработанные на стрите деньги делятся ровно между тем, кто с шапкой ходит, и играет-поет. Ну и получается, - Денис развел руками перед собой, (вокруг около десяти человек), что если поделить на всех, мало выходит. Обычно мы собираемся часов в шесть, это как расслабление после трудового дня.
- Сколько Вам лет?
- Мне.. Так. Через две недельки и пару дней будет тридцать!
- А семья у вас есть?
- Нет, нету, и детей нет. Хотя если бы и были, я, как Джон Леннон, своего ребенка бы в стрит не отдал. Вот если женюсь, тогда и брошу стрит.
Милый, беспечный молодой человек. Но не слишком ли инфантильный? В 30 уже и детей в школу водить мог бы. Вместо этого - никаких забот, жизнь одним днем. Хотя, сдается, что беспечность эта напускная.
А позади, прислонившись к стене, сидят панки, уныло что- то поигрывая на гитаре. Девушка с ярко-накрашенными синим глазами, начинает спорить с Денисом..
С виду веселые ребята, а если поближе, то стритовики прячутся от тягот житейских будней, по-своему уходят в себя и редко улыбаются. Проживают жизнь не задумываясь. С одной стороны ничего плохого они не делают, с другой - и пользы особой не приносят. Живут, как трава? Но в сущности каждый имеет право самовыражаться и делать то, что он хочет. Разве не так?
Мнение специалиста
Как говорит психолог гимназии N1 Наталья Усанова:
- С одной стороны -это отголосок старой русской традиции - скоморошничества, которое особенно развито было в 19 веке. Не попрошайничество, а вид заработка и развлечения. С другой - отсутствие целей и планов у современного молодого человека уводит его от реалий, усложняет его же собственную жизнь. Петь в переходе - не то же самое, что подрабатывать музыкантом в кафе или ресторане. Совсем другая мотивация. Что касается общества, то оно, на мой взгляд, не особо поощряет подобную субкультуру. Я. например, отношусь к ней отрицательно.
А что думают томичи?
Галина Молина, 18 лет:
Вот если бы не университет, я бы все бросила и ушла к ним! Просто жалко все оставить, а так, очень бы хотелось! По- моему, это здорово! Ребята собираются, поют песни, общаются! Автостопом по России, с гитарой под мышку! Романтика!
Василий Низкодубов, 16 лет:
Каждый по-своему живет, выбирая свой путь. Одно я не понимаю, они же не могут чувствовать, что скатываются вниз, почему ничего не предпринимают? Как в притче про лягушек в двух банках с молоком. Камнем тянутся ко дну и не пытаются вынырнуть. Какая цель, к чему стремятся, ради чего все это?
Наталья Викторовна, 38 лет:
Как отношусь? Отрицательно! Там молодежь собирается, кому заняться нечем! Сидят и деньги просят! Шли бы работать! Здоровые лбы...
Василий Петрович, 47 лет:
Да попрошайки они самые настоящие, правда незлобивые и не навязчивые.
Лариса, 34 года:
Да пусть поют в людном месте. Лишь бы не кололись по углам. Знаете, как сложно сегодня найти работу подростку? Моя дочь все пыталась и нигде ничего! Так что я не против. Может, у нас и свой Арбат появится.