aif.ru counter
26

Просто провокация

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Томск 31/05/2006

В редакцию нашей газеты пришло письмо то Светланы Николаевны Р. (фамилия есть полностью, мы не называем ее, чтобы ненароком не бросить тень подозрения на тех, у кого она такая же и то же имя - отчество). Был и адрес - Иркутский тракт, 179, номер квартиры. Женщина, сообщала о себе только то, что она "занятая бытовыми делами, не придавала значения разговорам о ксенофобии и русском национализме", пока не стала свидетелем шокирующей сцены в торговом зале Октябрьского рынка.

Многое в письме было странным

День и время события были указаны с точностью до минуты, хотя почему-то письмо поступило в редакцию почти три недели спустя после "шока". Вот описание сцены. "5-6 молодых хорошо одетых китайцев, разговаривая между собой, расталкивали встречающихся им на пути русских мужчин, женщин, детей. Одну из женщин толкнули так, что она развернулась на 180 градусов". И далее. "Шли хозяева жизни и нашего города, а мы были для них "русское быдло". Все были в шоке от такой наглости, но молчали, потому что у нас, у русских, совершенно отсутствует национализм. Ох, как нам не хватает ни национального самосознания, ни национализма. Обратный путь до дома я задавала себе вопросы. "Почему китайцы здесь, в Томске?", "Кто разрешил открыть китайский рынок?", "Куда смотрят власти?". Что будет дальше при нашей исконно русской безропотности? Мы же теряем страну! Вот о чем нужно писать и говорить. Хотелось бы через газету получить ответы на эти волнующие, видимо, не только меня, вопросы".

Кроме запоздалой (три недели) отправки письма после "шоковой сцены", смущали еще два момента. Во-первых, каким образом женщина точно определила, что это были именно китайцы, а не корейцы или, допустим, казахи. Второе - какое-то педалирование слова "русский". Почему, например, автор считала всех, кого "расталкивали" русскими? Почему "встречные" не просто "быдло", а "русское быдло"? Но, представилась действительно замотанная бытовыми проблемами женщина, которую обыденное хамство, свойственное, к слову, так же, как и благородство или воспитанность, представителям любой национальности, в какой-то кризисный момент вывели из себя настолько, что ей потребовалось поделиться с кем-то горьким чувством, не задумываясь о стиле, выборе выражений.

На самом деле письмо оказалось фальшивкой с провокационным оттенком. По адресу Иркутский тракт, 179, оказалось три многоэтажных дома. Ни в одном из них, в квартире, указанной в письме, никакой Светланы Николаевны Р. не было и нет. И еще. Аналогичные письма - слово в слово - пришли в несколько томских газет.

От редакции:

Чтобы все-таки быть уверенным, что я ничего не перепутал, что на Иркутском тракте нет дома N 179 (откуда якобы было послано письмо Светланы Николаевны Р.), а есть только дома под номерам 179/1, 179/2, 179/3 я зашел в ЖЭУ-30, где мне это подтвердили. Служащей домоуправления, Любови Анатольевне, я показал письмо и спросил, не раздражают ли ее торгующие на рынках китайцы.

- Иногда раздражают, - после паузы ответила женщина, - но ведь и мы, наверное, кого-то раздражаем...

Элеонора Львова: " Россия - наш общий дом"

Почему же россияне так рефлектируют? Может, есть какое-то научное объяснение этой рефлексии, этакой национальной обиды, которая становиться благодатной почвой для националистических настроений?С таким вопросом я обратился к Элеоноре Львовой, этнологу, доценту Томского государственного университета.

"Над всем господствует чувство этнической обиды"

- Чувство этнической обиды, - говорит Элеонора Львовна, - когда любая житейская неприятность начинает рассматриваться с этой точки зрения, действительно возникает в странах, которые пережили или переживают тяжелые времена. Она затмевает в глазах людей все. И они нередко прячутся за это чувство, вместо того чтобы проявить чувство гражданской и личной ответственности, отстоять свое достоинство.

- Странно, что это достоинство проявляется часто не в том, чтобы потребовать от властей улучшения жизни, достойной работы и справедливой оплаты за нее, а в неприязни и ненависти к приезжим. Кстати, власти это удобно - народ "пар выпускает", виня во всех бедах чужих. Хотя, сейчас, похоже, и власть начала озабочиваться мигрантами, пытаясь как-то сократить их число.

- Пока ни одной европейской стране сократить масштабы трудовой эмиграции не удалось. Каждая из них, соблюдая принципы открытого общества, не может ничего противопоставить перетоку трудовых ресурсов из менее благополучных стран. И у нас на глазах меняется этнографическая карта Европы. Еще лет тридцать тому назад Германия была практически мононациональной страной. Ее население больше чем на 90% состояло из немцев. Сейчас там уже 12-15% эмигрантов и гастарбайтеров из стран Восточной Европы, Азии, других регионов. Больше того, приезжие, по сути, решают демографические проблемы европейских стран. У них в семьях много детей, а у тех же немцев, к примеру, 60% населения вне репродукции, то есть это либо одиночки, либо супруги без детей (каждая третья семья бездетна). Семей с тремя и больше детьми небольшое количество, несмотря на сильную, покровительственную демографическую политику властей. Вот так все перевернулось в менталитете у чадолюбивых немцев. К слову, мне запомнилась такая то ли быль, то ли шутка. Когда во Франции стали обвинять Китай в том, что у них недемократичная страна, потому что нельзя свободно из нее выехать, им ответили: "Если мы предоставим эту возможность сегодня, что вы будете делать завтра?"

- В России этим "завтра" как раз сейчас общественное мнение и озабочено.

- В Организации Объединенных Наций мы, русские, считаемся разделенным народом, потому что больше 25 миллионов наших соотечественников живут за рубежом. Мы могли бы сэкономить ресурсы, не гастарбайтеров звать, а людей, которые вышли из России, из нашей культуры, знают язык. Но для этого должны быть созданы все условия: помощь в переезде, быстрое получение гражданства, трудоустройство, обучение детей.

"Новая историческая ситуация для русских"

- Ну а пока в обществе нарастает уверенность, что русских становится все меньше, что они вымирают, вытесняются, сдают позицию за позицией мигрантам. Вы и ваши коллеги проводили на этот счет исследования. Как выглядит ситуация на самом деле?

- Реальность не так ужасна, как об этом в последнее время стало принято говорить. Но здесь следует ответственно рассматривать два совершенно различных момента - пропорциональную численность русского народа в современной России и качество жизни и русского, и всех других народов страны. Дело в том, что русский народ переживает абсолютно новую для себя историческую ситуацию. До революции русские, как основной этнос, составляли не более 43% от населения страны. И даже в лучшие советские времена их численность не доходила до 50%. Перепись 2002 года показала, что русских в России абсолютное большинство - 79,8%, а в Томской области, например, более 90%...

- То есть наша область и в этом плане оазис всего самого-самого?

- Она достаточно показательна. Таких регионов много и в европейской России. Конечно, если сравнить количество населения страны по переписи 1992 года (148млн. 704 тыс.) с уменьшением к 2005 году на 5 млн. 199 тыс. человек, то цифра достаточно драматична. Но суть не в том, что никогда масштаб ответственности русского народа перед всеми остальными жителями страны не был более значимым. Другое дело, что Россия вся находится в страшной демографической яме и степень опасности для народов федерации не одинакова. Для малочисленных, например, для народов Севера, она более страшна, чем для многочисленных. Ведь даже следующего по численности народа после русских - татар - чуть больше 5,5 миллионов, то есть почти в 20 раз меньше, чем русских. И живут они очень рассеянно. Но в средствах массовой информации постоянно обсуждается только сюжет русского этноса и в гораздо меньшей степени затрагиваются судьбы мордвы, марийцев, чувашей, коренных народов Сибири. Выходить из демографической ямы нужно всем, озабочиваясь судьбой больших и малых народов России.

- Как вы относитесь к тому, что в обществе все чаще говорят о необходимости усиления посреднической роли церкви, православия, в деле межнациональной терпимости?

- Это можно только приветствовать. Но нередко, когда у нас говорят о православии, то подразумевают лишь русских. Между тем в России не менее полутора десятков народов, которые тоже принадлежат к кругу православных: весь европейский север, многие сибирские народы, а также народы Поволжья и Прикамья. Но эта тема в обществе, в прессе практически не обсуждается, хотя она имела бы воспитательный характер, могла добавить обществу толерантности. Например, немногие знают, что цыгане - православные и что для цыгана клятва перед иконой - нерушима и нет прощения тому, кто ее нарушит. К сожалению, нередко, вместо того чтобы подчеркивать степень близости народов России, наших исторических традиций, многолетнего совместного проживания, преодоления страшных времен революции, войн, трудностей восстановления страны, тяжелых лет перестройки, у некоторых политиков и журналистов поразительная тяга к обратному - вплоть до провоцирования межнациональной розни. У нас привыкли произносить словосочетание "Россия - наш общий дом", и все. Не хватает ответов на вопросы, почему мы едины, почему у нас общая историческая судьба...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество