Учительница Поросинской средней школы Томского района Елена Ушакова вошла в первую тройку областного списка кандидатов на выборы в Государственную думу от партии "Единая Россия". Читатели просили рассказать о ней подробнее, и сегодня мы выполняем эту просьбу.
"Педагогика - мое навсегда"
- Елена Юрьевна, вы одна из многих инженеров и ученых, пришедших в школу в тяжелые девяностые, но одна из немногих, кто не ушел обратно в вузы, на производство, когда ситуация там стала налаживаться...
- А мне в школе все понравилось. И само здание школы, и уют внутри (мы его, кстати, создавали все вместе - учителя и ученики), и коллектив, и дети. И село от города недалеко. В Томск я приехала по распределению на "Контур" в 1986 году, закончив Казанский авиационный институт по специальности прикладная математика. Дальше - перестройка, распад промышленности, развал страны...
Школа в то время оказалась, пожалуй, самым незыблемым общественным институтом, да и попала я в нее в тридцатилетнем возрасте, вначале в качестве воспитателя группы продленного дня, а уж потом стала учителем. Если честно, мне всегда нравилась профессия учителя, но мы в молодости, к сожалению, не всегда можем понять свое истинное призвание.
Профессия инженера-программиста казалась такой новой, современной, интересной... На деле же (для меня во всяком случае) оказалась довольно скучной - цифры, подсчеты, поиски, бывало, одного-единственного символа, из-за которого не работала вся программа.... А главное - мне не хватало общения, движения, активности. Сидеть за столом, копаясь в бесконечных рядах цифр, оказалось не по мне. Хотя меня хвалили, ведь я, как бывшая отличница, не могу делать свою работу как попало.
- Говорят, вы одна можете преподавать половину предметов у старшеклассников?
- Это преувеличение, но могу вести уроки математики, истории, английского языка, экологии. Сначала так складывалась ситуация, что мне волей-неволей пришлось заменять коллег. А после того, как я поняла, что школа, педагогика - это мое навсегда, решила, что работать учителем без специального образования нельзя.
Училась заочно. Сначала получила учительский диплом Томского педагогического университета по английскому языку, потом по истории. За многие годы так втянулась в учебу, что решила защищать кандидатскую диссертацию по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. Очень интересно проследить формирование этих качеств у детей разного возраста, найти лучшие механизмы такого формирования. Уже сдала экзамены - кандидатский минимум.
- Считается, что с сельскими детьми проще работать, чем с городскими... Какое у них ощущение жизни?
- Действительно, работать на селе проще в том смысле, что есть возможность большего общения с детьми и их родителями. Ну а "за жизнь" сельские дети, думаю, любят поговорить не меньше городских, особенно на истории. Любят дискуссии. С ними интересно. Иногда задают такие вопросы, что до звонка на перемену объяснять приходится.
Понимаете, был такой период в истории российской школы - где-то с конца 80-х годов прошлого века, когда пошла реформа образования по пути: школа - это только преподавание предметов, а воспитанием пусть занимается семья. Сейчас я понимаю, что это был протест против советской школы, в которой воспитательная работа была слишком "партийной".
Такой подход оказался неправильным, это всем очевидно. Поэтому убеждена: с детьми в школе надо больше разговаривать. Если на уроках это не получается, надо находить возможность поговорить "за жизнь" на переменах, на классных часах. Дома-то у взрослых не всегда есть время для общения со своим ребенком, да и дети сейчас, едва оказавшись дома, стараются сразу "нырнуть" в Интернет...
У нас традиция - раз в неделю проводятся общешкольные собрания (конечно, начальная школа отдельно от старшей), где мы разговариваем с детьми на самые разные темы, даже на "неудобные". Недавно вот была тема, посвященная Дню пожилых людей. Дети ведь не задумываются, что когда-то и они будут старыми. Конечно, есть ребята "продвинутые" и есть те, кто ничем не интересуется. Но они не плохие, дети плохими быть не могут, просто так жизнь в их семьях складывается. Они готовы тянуться к хорошему, они видят, когда человек хочет их хорошему научить.
Выступая на областной педагогической конференции, я как раз предлагала усилить воспитательную составляющую в школе. Государству нужны люди, не только обладающие хорошими знаниями, но и любящие свою страну, твердо желающие жить в России. Просто передачей академических знаний этого не добьешься.
"Если смотреть непредвзято"
- Ваши выступления, которые мне довелось слышать, всегда оптимистичны. Но не все учителя, да и люди других профессий, этот оптимизм разделяют. В то же время видно, что вы искренни.
- Я действительно оптимистка по натуре. Если все время говорить, что все плохо - так оно и будет. Есть анекдот на эту тему. Едет мужчина в трамвае и думает: "Все ужасно. Друзья - подлецы, жена - стерва, жизнь отвратительная". А за плечом мужчины его ангел-хранитель в растерянности: "Боже, какие странные желания. И каждый раз одни и те же. Но что делать - придется выполнять".
Не все так плохо на самом деле, как иногда приходится слышать. Особенно в Интернете - сплошные стенания: "Все плохо. Бедная Россия, куда она катится?!". По-моему, она действительно катилась вниз в девяностые годы, а с двухтысячных идет вверх, даже кризис преодолела быстро. Сегодня у меня есть чувство гордости за свою страну, вера в то, что будущее России - достойно. Если смотреть не предвзято, то видно, что наша жизнь изменилась очень сильно.
Идут серьезные преобразования в государстве в интересах простого человека. Есть уверенность, что появилась стабильность и она надолго, что люди верят лидерам страны.
Но у наших людей сильна тенденция - не ценить то, что есть, не видеть успехов, а только выискивать недостатки, говорить о безработице.
В нашем селе большинство людей работают, кто-то в городе, благо он близко, кто-то на личном подворье выращивает скот. Народ из села не уезжает, в школе каждый год прибавляется учеников.
Я очень надеюсь на реализацию проекта "Единой России" "Модернизация образования". Суть его в том, что правительство выделяет большие субсидии на развитие российской школы. Если в 2011 году это 20 миллиардов рублей, то в 2012-м будет уже 60 миллиардов, в 2013-м - 40 миллиардов. Средства будут направляться в регионы, при этом субъекты Российской Федерации также будут участвовать в софинансировании проекта, который улучшит жизнь и городских, и сельских школ.
Мы все когда-то были учениками. Сейчас мы водим в школы своих детей или внуков. И мечтаем о том, чтобы учебные заведения были отремонтированными, оборудование - современным, чтобы учителя гордились своей профессией и шли к нашим детям с уверенностью в завтрашнем дне. Сегодня мы получили реальную возможность воплотить эти мечты. От нас самих тоже очень многое зависит