Примерное время чтения: 8 минут
138

Лидия Александрова: "Быстрых результатов от военной реформы не ждите"

N46. Аргументы и факты - Томск 14/11/2007

15 ноября страна отмечает День призывника. Наша армия активно реформируется и пополняется. Не только новобранцами, но и контрактниками. Любопытно и то, что с недавних пор ее возглавляет гражданское лицо. Еще одна примета времени - вот-вот перейдем на один год срочной службы. Перемены заметны. А что думают по поводу военной реформы гражданские? Те, кому по работе приходится сталкиваться с проявлениями негативных явлений в армии? На этот вопрос мы попросили ответить руководителя Томского комитета родителей военнослужащих Лидию Афанасьевну Александрову.

В одну ночь уволилось 35 офицеров

- Лидия Афанасьевна, считается, что в последнее время государство повернулось лицом к армии. В лучшую сторону меняется и имидж военной службы. На это работает специальный телеканал "Звезда". Но, может, все это просто внешняя мишура, а на деле ничего не изменилось?

- Могу засвидетельствовать - изменилось и многое. Этому способствовало, прежде всего, улучшение экономической ситуации в стране.

Вспоминаю первую чеченскую войну, когда наша армия, которую политики сделали своей заложницей, была голодная и раздетая. Тогда по долгу работы в комитете я столкнулась с тем, что, не желая воевать в Чечне, многие ребята просто сбегали из войск. Заметьте, не от дедовщины. И не только срочники. Увольнялись и их командиры. Из Юргинской бригады в одну ночь демобилизовались 35 офицеров. Уже не говорю про то, как мы возили землякам в Чечню гуманитарную помощь, на которую у них только и была надежда.

Отправляли матпомощь: кровати, белье и пограничникам-томичам, при их тогдашнем начальнике генерале Николаеве. Было и такое. А если вдуматься - разве это нормально? Они что, на паперти? Над ними что, государства нет?

Министром обороны должна быть женщина

- Сейчас все по-другому. Я недавно вернулась из Москвы. Видела - очень многое изменилось в лучшую сторону. Части - как конфетки. Были мы и в Читинской области. Там учебный центр Песчанка - тоже отличный. И в Новосибирске учебка хорошая.

Да и народ начал верить в армию. Особенно родители. Вы удивитесь, но где-то последние полтора года больших проблем с призывом нет. Это заметно и по общественной приемной. Что бы там ни говорили, а количество происшествий в войсках за последний период тоже резко сократилось. Кстати, и в самих воинских частях отношение к нам, представителям комитетов солдатских матерей, стало меняться в лучшую сторону. Такая им дана сверху установка. Когда мы недавно были в известном подразделении спецназа "Витязь", его "замполит" вначале заявил: "Мы с комитетами родителей военнослужащих не разговариваем". Сообщили его начальству. Так на следующий день он стал как шелковый.

- Не коробит, что министр обороны у нас гражданский?

- Мой ответ будет неожиданным. Я больше склоняюсь к тому, чтобы у нас министром обороны вообще стала женщина. Нормальная, образованная, умеющая выбить деньги для родного Министерства.

Кстати, сейчас начальник его финчасти - женщина, начавшая работать еще в 2001 году с Ивановым. И она наводит железный порядок. Хотя, я помню, когда эта женщина после своего назначения прилетела на Камчатку, то плакала от того, с какой нищетой она там столкнулась.

А чисто армейскими делами пускай занимается начальник Генерального штаба. Так во многих странах заведено. Важен и психологический момент. Такому министру обороны матери легче бы доверяли своих детей. А по поводу нынешнего министра могу сказать: окончательно оно еще не сформировалось. Какое может быть к нему отношение, если он еще ничего не сделал? Назовите хоть один, характеризующий его как профессионала, серьезный шаг"?

Контракт - не панацея

- Ваше отношение к переходу на контракт?

- Это не панацея от всех армейских бед. И я свидетель тому, что контрактники отнюдь не всегда выполняют свои обязанности лучше срочников. Скорее наоборот. Слишком сильна потенциальная опасность того, что если им по тем или иным, может быть, даже чисто техническим, причинам не заплатят, они и воевать не будут и с позиций уйдут, все побросают. Пример -Чечня. 1996 год. Я сама видела, как читинский ОМОН в Аргуне бросил своих товарищей по оружию из нашей Северской части и ушел потому, что читинцам не заплатили денежное довольствие.

Да и сама армия, и наше общество еще не готовы к полноценному контракту, о котором, кстати, у нас имеют весьма поверхностное представление. Контракт контракту рознь. Он у нас даже если и вводится, то, как всегда, коряво. Когда 19-летний пацан, прослуживший на срочке полгода, подписывает свой первый контракт, командование зачастую не оставляет его в той же части, где он показал себя с лучшей стороны, где ему все знакомо, а отправляет учиться. После он попадает в другие части к другим командирам. И часто боевыми "товарищами" у него становятся те же контрактники, только взрослые. Те самые тридцатипятилетние мужики, набранные с "гражданки", которые видят в этом парне лишь способ обогащения. И начинается та же дедовщина. Отбирание денег и т.д. К тому же, не секрет, что этими контрактниками зачастую становятся люди, просто не сумевшие реализовать себя на "гражданке". Особенно в сельской местности, где с работой туго. Армия для них - последний способ заработать себе на хлеб. Именно заработать. А если контрактник еще и с семьей, с женой, которая не работает? Им нужно обеспечить жилье, социальные условия. В общем, частично контракт, конечно, нужен. Там, где, например, сложная техника. Возьмите флот, почти весь уже перешедший на него. А где служба попроще: охрана, обслуга, вполне сойдут и срочники.

И полгода хватит

- Вопрос, что называется, в строку. Переход на один год срочной службы оправдан? Тем более, на фоне усложнения техники?

- Я пока еще думаю над этим и однозначного ответа не дам. Но склоняюсь к мнению: если солдата обучить полгода в нормальной учебке, а потом не отвлекать на всякие хозработы и другую, несвойственную ему деятельность, то и года должно хватить на овладение военной специальностью. Да если он будет хоть немного еще до армии подготовлен возрождающимся сейчас ДОСААФом, школой - дело будет. Но боюсь другого. Что наша армейская инфраструктура за этим годом просто не успеет. Ведь набирать придется больше людей в разы. А их нужно одеть, накормить.

- С нового года вступают в силу новые правила по отмене некоторых отсрочек. И добавляются социальные гарантии. Например, беременным женам призывающихся на срочную службу государство будет выплачивать деньги. Ваше мнение.

- Здесь есть нюансы. С отменой отсрочки, о которой вы говорите, связанной с беременными женами, - я согласна. Таких семей по стране много. Почему молодые отцы должны сидеть в "тылу", а нести за них службу обязаны неженатые и не имеющие детей? Знаете, что есть даже случаи фиктивного усыновления детей только для того, чтобы не идти в армию? Кстати, выделение денег беременным женам государством - заслуга комитетов солдатских матерей страны. Именно мы смогли продавить его в правительстве. Механизм такой. Определен срок беременности жены призывника, во время которого, если мужа призывают, женщина получает единовременное пособие в размере 14 тысяч рублей. После рождения ребенка она ежемесячно будет получать еще 6 тысяч.

А вот с отменой отсрочки по уходу за родителями-пенсионерами по возрасту, которым нужен индивидуальный уход, не согласна. И мы с этой проблемой уже начинаем сталкиваться. Как показывает практика, в большинстве случаев родителям-пенсионерам действительно нужна помощь сына. А нам теперь ее необходимость приходится доказывать. Причем таких семей в масштабах страны немного. Поэтому я не понимаю, зачем в этом случае стоило огород городить.

Без должности и денег

- Ходят странные слухи о том, что закончившим военные кафедры офицерам запаса нет места в армии. Вы что-то знаете об этом? Тем более что с нового года их призывать уже не будут.

- Уже сталкивалась с этим не раз. Действительно, после окончания военных кафедр вузов многих ребят призывают на службу в армию. Но когда они прибывают в конкретные воинские части, должностей для них нет. И они там болтаются за штатом: поди туда, принеси то. Соответственно, зарплаты для них нормальной тоже нет. Особенно много случаев такого обращения с выпускниками нашего военно-медицинского института - военными фельдшерами. В войсках такие специалисты часто не нужны. Эти должности там заняты женами военных. Один такой парень, томич, недавно вернулся домой. Это, кстати, доказывает, что в Генштабе, распоряжающемся офицерами, многое нужно реформировать. Как, впрочем, и в самой армии. А это очень инертный, еще и вдобавок закрытый от общества механизм, осуществить общественный контроль над которым не так-то просто. Так что быстрых результатов военной реформы не ждите.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах