Примерное время чтения: 6 минут
105

Дом на окраине

N46. Аргументы и факты - Томск 14/11/2007

Сюда мы приехали, созвонившись прежде с руководством учреждения, чтобы узнать, как живут их подопечные. Не скроем, поводом послужила объявленная областной администрацией декада благотворительности. Дело хорошее, но что ждут от нее на местах - в тех учреждениях, где она действительно нужна? В чем нуждаются?

- Мы открылись в 1994 году, когда больницы были наполнены бездомными, брошенными людьми, которые нуждались не столько в лечении, сколько в крыше над головой и уходе, - рассказывает между тем заведующая отделением Надежда - Разумнова. - Но интернатов не хватало, поэтому в администрации Томского района решили создать наше учреждение и занять это здание, пока его не разобрали как остальные постройки военного городка. Два года назад мы перешли в областное подчинение, и теперь здесь находятся не только жители Томского района, но и Томска. Сейчас у нас сто подопечных. Половина из них инвалиды первой и второй групп. Остальные - просто пожилые люди, у которых либо нет детей, либо они требуют постоянной медицинской помощи, и поэтому не могут находиться дома.

Бывали времена...

По словам Надежды Максимовны, были такие времена, когда учреждение существовало только на пенсию стариков. (По правилам, только четверть их пенсии остается на руках, остальное идет на содержание интерната). Сейчас, когда дом милосердия стал областным, снабжение стало лучше. Четырехразовое питание - в меню мясо, рыба, фрукты, молочное продукты. На инвалидные коляски и костыли заявки обеспечиваются. на 100%. Лекарства есть. Но "хронической болезнью" остается текучка кадров:

- Работать здесь не каждый может. Санитарочки часто меняются.

- У нас требования особые: не только полы помыть, но и уметь общаться с пожилыми людьми, инвалидами, у которых бывают нарушения психики, - поделилась заведующая. - И физически - тяжело: больные есть и по 80-100 килограммов. Их нужно поднять, перевернуть, помыть, накормить... Оплата по-прежнему остается низкой. Ну что такое три с половиной тысячи в месяц? Если появляется возможность другого заработка, они уходят.

Страшные уроки Кубани и Тулы

А как же насчет спонсорской помощи? В какой помощи дом милосердия нуждается?

- За все время существования из предприятий нам помогали птицефабрика "Томская" и Турунтаевский завод валяной обуви, - вспоминает Надежда Максимовна. - Правда, и вещи привозили. Но проблема в чем? В нашей специфике. Спасибо, конечно, тем людям, которыми движет благой порыв, но у нас в основном живут бабушки, которым нужны халаты, сорочки, носочки, а не кофты с рюшечками и юбки плиссированные, которые чаще всего отдают. Однажды нам привезли мешки с одеждой, собранной в ходе благотворительной акции, видимо, даже не разбирая. Ну, мы себе кое-что оставили, но в основном отдали в деревню. Куда нашим подопечным шелковые блузки?

А вот в чем дом милосердия действительно нуждается, так это в проведении ремонта. Площади госпиталя вместе с интернатом делит фельдшерско-акушерский пункт деревни. С нового года он освобождает помещение, и в оставшейся части здания нужно делать большой ремонт. Впрочем, деньги на это якобы выделит областной департамент соцзащиты. А вот что тревожит по-настоящему, так это безопасность. У всех на слуху страшные пожары в российских домах престарелых. После проверки комиссии почти все замечания устранены, кроме одного, главного. Все инвалиды-колясочники находятся на втором этаже отделения, а в здании нет пандусов и лифтов. Таким образом, добрая половина подопечных никогда не выходит на улицу. Даже страшно себе представить, какие последствия могут быть, если тут, не дай Бог, случится пожар...

Оборудовать лестницу пандусами по техническим причинам нельзя. Лифт тоже. Единственный вариант - перевести часть колясочников на первый этаж после ремонта. Но как быть с остальными?

- Несколько лет назад мы приглашали строителей. Они предложили сделать спуск с улицы, через балкон. Но это слишком дорогое удовольствие, - вздыхает Надежда Максимовна. - По тем временам шла речь о пятидесяти тысячах, а сколько сейчас это может стоить, я точно и не знаю.

Вот тут и нужна спонсорская помощь - средствами или строительными материалами, которые пошли бы на обустройство спуска для колясочников. Кстати, вытяжная вентиляционная система тоже не помешала бы. Старая, оставшаяся с советских времен, явно не справляется - в отделении стоит тяжелый запах.

На "санитарке" по ухабам

Ну а чего хотят подопечные интерната? Мы прошли по учреждению, поговорили с людьми - внимания им точно не хватает. Зашли в гости к Екатерине Ивановне Лугачевой. Жительница села Петрово похоронила мужа и детей, а внуки бабушку... выжили из дома. Так она оказалась здесь, и живет уже четыре года. Но уже не одна: нашла себе здесь мужа. Григорий Давыдович Сыроватский - вообще-то горожанин, жил в частном доме на Черемошниках. Когда умерла супруга, хозяйство ему, инвалиду, стало просто непосильным бременем. Вот так, нежданно-негаданно, говорит, очутился в Томском селе. Старики ни на что не жалуются.

- Не знаем, кому говорить спасибо, что такие дома есть. Если бы их не было, куда мы делись? - говорит Екатерина Ивановна. - Здесь тепло, кормят четыре раза в день. Мы прикупаем кое-что, грибы заготавливаем, я вот капусту сама солю, огурцы. Когда картошки свежей купим, девчонки на кухне обязательно сварят...

А вот другой наш собеседник, колясочник Игорь, высказал такое пожелание: купить новую машину в учреждение. По разбитой дороге в больницу их может отвезти только жесткая "санитарка", поездка в ней причиняет инвалидам много неудобства, а то и боли. Вот если бы была "Газель" с мягким сиденьем, было б неплохо. Не помешала бы и бытовая техника.

... Уважаемые меценаты! Вот адрес, где ваша спонсорская помощь могла бы пригодиться. Это куда благородней, чем спускать деньги на саморекламу и никому не нужные фуршеты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах