Природа пока оттягивает время паводка. По ночам заморозки до минус 10 - 15, за городом еще очень много снега. Однако к половодью сельчане готовятся уже сейчас.
Вода под контролем
В доме Аллы Гудко в Вершинино водомерный пост не первый раз. За огородом - река.
- В 7 утра поставим фишку, измерим, отзвонимся, потом через несколько часов снова смотрим, насколько вода поднялась. Так и в этот раз будет, - поясняет она.
Сама Алла Васильевна с супругом уезжать не собираются, надеются, что вода в дом не зайдет. Но корову все же переведут к родственникам, которые живут в этом же селе повыше. Боятся не столько воды, сколько льда, поэтому на всякий случай стену, выходящую на реку, уже обложили мешками с песком. После льда начнутся грунтовые воды - от них, по словам хозяйки, еще больше хлопот. Грунтовая вода уходит очень долго, и земля до поздней весны, а то и лета остается "недоступной".
С ней солидарна односельчанка Татьяна Кретова. Скотины у нее нет, но зато есть два дома, в одном из которых летом сделан ремонт на 200 тысяч. Три года назад их уже топило, в одном доме вода дошла до пола, во втором, что пониже - до окон. Поэтому в этот раз женщина застраховала оба на 600 с лишним тысяч рублей. Но получить в случае серьезного наводнения страховку Татьяна считает практически нереальным:
- Ну постоит вода два-три дня, опустится до подпола, приедут страховщики: пол не поднимется, штукатурка сразу тоже не отвалится. Зато потом в подполье все покрывается грибком, влажность большая. Стоит протопить печь, из-под пола идут испарения, весь делаешься мокрым. Дышать тяжело, и дети начинают часто болеть ОРЗ.
Спасти скот
и картошку
Еще одна головная боль сельчан - картошка. У Кретовых ее в погребе около 15 тонн, большей частью семенная, ею, можно сказать, и живут. Жители думают перевести ее на время хранения к фермеру Михаилу Колпакову, у которого есть овощехранилища. Тот не против и готов предоставить не только свои площади, но и рабочую силу. У него же батуринцы и вершининцы хотят разместить и скот.
И не только батуринцы. В деревне Казанка, которую, по предположениям МЧС, затопит почти всю, всего 58 жителей и 70 голов только крупного рогатого скота. На сходе было решено перевести скотину через трассу в гору, однако позже стало ясно, что молодняк там погибнет от холода. Теперь жители также надеются на помощь фермера.
- Мои овечки эти 6 километров (от Казанки до Батурино) дойдут, - говорит житель Казанки Фарид Абдрашитов. - Главное, чтобы всем места хватило.
Сам дедушка перебираться в город к детям не хочет, на время большой воды они могут привезти ему продукты. Впрочем, родственники и так приезжают каждую неделю, ведь местный единственный магазин в полную силу работает только летом, когда много дачников, а зимой привозит только хлеб. Фарид Иботуллович также боится льда. Он вспоминает, как три года назад лед повалил столбы ЛЭП по дороге от Казанки до Коларово.
- Хорошо бы дорогу между деревней и Батурино поднять, - заключает он. - Тогда бы и нас не затопляло так сильно, и лед бы задерживало. Раньше, при Сидоренко (Б.Н. Сидоренко, директор совхоза "Томский" (Богашево) в 1960-х гг.), была круговая дорога через поля, она заходила в Батурино и в Вершинино. Потом ее забросили. А сейчас каждую весну пробивают дорогу к Лучаново. Но там сплошная грязь, ни одна машина не проедет, кроме вездехода.
Лед - страшная сила
Житель Коларово Леонид Яцкевич показывает фотографии наводнения шестилетней давности. Тогда льдины подошли к ул. Набережной, на которой стоит его дом, вплотную. Зацепило соседскую баню и сарай. Если бы вода поднялась еще на несколько сантиметров, лед смел бы дома. Люди боятся, что в этот раз не пронесет.
- Тогда, в 2004-м, мы в три часа ночи вылетали из дома, под забором уже стоял лед, - вспоминает Леонид. - Машины быстро загнали наверх в огороды. Но дом же не разберешь и не поднимешь. Если нынче будет много воды и эту льдину МЧС вовремя не спустят (т.е. не взорвут), она опять, упершись в утес, развернется и пойдет на берег. Нас снесет...
Леонид не понимает, почему генералы и спасатели не прислушиваются к жителям, взрывают там, где не надо или слишком поздно, когда лед уже развернулся и двинул на село.
Четко,
по-спортивному
Глава поселения Дмитрий Гражданцев на этой неделе должен окончательно решить все оставшиеся вопросы, связанные с половодьем. По его словам, их немного - размещение скота, подготовка эвакуационных пунктов и, конечно, "дорога жизни" до Лучаново. По ней все договоры подписаны, администрация ждет сигнала от МЧС. Главное, считает Гражданцев, когда начнется разлив реки, не допустить паники.
Большинство селян понимают, что первую помощь будут оказывать себе сами, а не дожидаться спасателей. Из числа местных, у кого есть лодки, сформированы спасбригады, дома люди тоже будут охранять сами, кто уедет - просят оставшихся соседей. А оставшиеся, естественно, рискуют. По собственному желанию.
- Не страшно? - спрашиваю главу поселения.
В моем вопросе двойной смысл. Тревожную неизвестность несет сама стихия. А кроме того, Гражданцева избрали главой поселения всего чуть более месяца назад. И некоторые высокопоставленные чиновники не скрывали скепсиса: мол, избрали тренера, с него и спрашивайте.
Но на скепсис Дмитрий Васильевич не отреагировал, а по поводу неотвратимой природной опасности ответил в духе своей профессии:
- Это как в спорте. Перед соревнованиями всегда страшно. Но в самый ответственный момент все силы, которые в человеке заложены, просыпаются. И сильный спортсмен побеждает...
Ксения Тризна