Ослепляя, всепроникающий яркий солнечный свет заливает салон. Это медленно опускается рампа, освобождая дорогу к земле 12 парашютистам. Сижу в чреве чуть вздрагивающего в неспокойном воздушном потоке Ан-26 и пытаюсь поймать удачный кадр. Да, много бы я дал, чтобы быть на их месте, а не сидеть с глупым видом на скамейке. Пара секунд - и они будут там, за бортом.
Выкручивайтесь сами
В этом году тренировки томских парашютистов-пожарных "Авиалесоохраны" начались гораздо позже обычного. Причина - в проведенной недавно реорганизации этого заслуженного предприятия. Кстати, теперь оно носит название ОГУ "Томская база авиационной охраны лесов". Но дело не только в переименовании. С 20 марта 2007 года - нового дня рождения базы, томские парашютисты-пожарные подчиняются уже не Федеральному центру, как в былые времена, а областной власти, которая, кстати, и раньше активно им помогала. Финансирование идет через субвенции, выделяемые центром области.
С одной стороны, хорошо. Ведь достучаться до столицы, в случае усиления пожарной опасности, порой бывало не так просто. Да и многие местные проблемы из Москвы не видны. А с другой - такого маневра федеральными средствами и людскими ресурсами, как в былые годы, уже нет. В случае чего, области нужно выкручиваться самой. Раньше-то существовала возможность перекинуть людей и технику из других регионов. Памятны времена, когда вместе с томичами пожары в области тушили до пятисот человек соседей. Так как "Авиалесоохрана" была единым целым. А томская база - лишь одним филиалом из многих. Боролись с огнем в Якутии, Чите, Хабаровске и томичи.
Без перекуров "в бой"
Впрочем, таковы современные жизненные реалии. Каждый регион сегодня сам творит "капитализм" у себя в удельном "княжестве". По новому Лесному кодексу, вступившему в действие с 1 января 2007 года, значительные полномочия в области лесного хозяйства отданы регионам. Ну а как в новых условиях живется вновь созданной "Томской базе авиационной охраны лесов"?
"Попробуйте разобрать дом. А потом соберите его заново, - делится своим мнением начальник ее летно - производственного отдела Анатолий Семенович Чекеренда. - И будете примерно в нашей ситуации. Процесс не так прост, как кажется обывателю. Ведь для того чтобы образоваться по-новому, мы формально должны распуститься. Уволить всех работников. Набрать их заново. Представляете, сколько документов нужно переделать? А пожары-то не ждут".
Поэтому и пришлось томичам, что называется, с ходу, без выходных и перекуров вступать в работу. Организовывать необходимые тренировки, свидетелем одной из которых я и был. Конечно, сроки сместились. Если раньше подготовка к пожароопасному сезону начиналась уже в ноябре, теперь - только в конце марта. Спасибо "Томскавиа", без проволочек предоставившему самолет.
Устаканится к осени
Кстати, в этом году традиционный Ан-2 был заменен относительно цивильным Ан-26. С него и прыгать-то приятнее. Особо не трясет. Тихо. Рампа в задней части открылась, хоть на машине выезжай. Вывалился, и все. Не надо особо отталкиваться, боясь зацепиться за стабилизатор, как было на Ан-2, где прыгаешь вбок. Да и прокатиться на спутном следе от самолета слегка можно.
Правда, на земле непролазная грязь. Но что делать. Это плата за сдвинувшиеся сроки тренировок. "Мы боялись, что из-за всех этих реорганизаций не успеем подготовиться, - рассказывает Анатолий Семенович. - Ведь пожароопасный сезон не за горами. Еще две-три недели, и должны уже вовсю работать. Но благодаря слаженности коллектива и опыту успели".
Так лучше или хуже стало томичам от нововведений? Пока на этот вопрос никто не ответит. Должно пройти время. Более-менее все устаканится где-то осенью. Тогда и можно будет делать какие-то выводы.
А сегодня уже подготовлено 100 парашютистов-пожарных. Это основная сила в борьбе с огнем. Плюс 70 человек десантников. То есть тех, кто для тушения пожара десантируется с вертолета на специальном спусковом устройстве в режиме висения до пятидесяти метров. Таким образом, в этом году количество квалифицированных пожарных будет не меньше, чем в прошлом. Это обнадеживает. Кстати, прогноз на лето обещает очень жаркий июль. Хотя Чекеренда весьма скептичен по поводу погоды. Слишком она непредсказуема. По его словам, за все тридцать лет работы полностью прогноз никогда не сбывался. Но в любом случае, без борьбы с огнем не обойдется. Это точно.