Недавно томские эскулапы, не удовлетворившись Клятвой Гиппократа, приняли Этический кодекс врача, единый для всех врачей и медсестер Томской области. А поводом послужило анкетирование, проведенное под названием "Больница, благожелательная к пациенту".
Результаты оказались удручающими: более 50% опрошенных считают, что наши учреждения не ориентированы на пациента, а 53% оценивают культуру обслуживания в ЛПУ как удовлетворительную или считают, что она отсутствует вовсе.
О том, нужен ли такой кодекс и как изменились взаимоотношения врача и пациента в эпоху высокотехнологичной медицинской помощи, мы беседуем с Маратом Мухамедовым, доктором медицинских наук, заведующим отделением опухолей головы и шеи НИИ онкологии СО РАМН.
Жалоба - не каприз
- Марат Рафкатович, раньше врач много времени проводил у постели больного. Сегодня непосредственный контакт все больше заменяют всевозможные анализы, обследования...
- Да, согласен, сейчас медицина стала высокотехнологичной, появились новейшие аппараты УЗИ, компьютерные и ядерно-магнитные томографы, которые стали большим подспорьем для врача. Но нельзя забывать и об умении собрать анамнез. Обстоятельный разговор с больным думающему врачу даст много информации, и он сможет направить диагностику и лечение в нужное русло. Я всегда говорю своим студентам: не будьте рабами высокотехнологичного оборудования, инструментального обследования, учитесь беседовать с больными.
Кроме того, современная отечественная медицина сильно забюрократизирована - приходится писать массу бумаг, отчетов. Это касается и деятельности врача, все это приводит к тому, что все меньше времени остается на живое общение с пациентом. Но и бросить эту бумажную работу врач не может - за небрежно оформленную медицинскую документацию предусмотрены санкции.
- Но ведь больной ждет чуткого, внимательного к себе отношения, а врач порой ограничивается лишь беглым осмотром и непонятной записью в медицинской карте...
- К сожалению, поток пациентов огромен, а медперсонала не хватает. Уже стали притчей во языцех большие очереди в поликлиниках, к некоторым специалистам запись идет чуть ли не на месяц вперед. В такой текучке врач становится не то чтобы бездушным, он просто не может позволить себе долго разговаривать с пациентом, поскольку в коридоре консультации ждут еще 20-30 человек.
В итоге врач устает, раздражается, порой срывается на больных. Все это грустно. Да, нас учили с младых ногтей: переступил порог лечебного учреждения - оставь свои личные проблемы за спиной. Врач должен излучать только радость, улыбку. Но ведь это иллюзия. Доктор тоже живой человек. И, к сожалению, все его невзгоды тоже отражаются на работоспособности, на эмоциональном фоне, на отношениях с пациентами.
- Но ведь к врачам предъявляются повышенные этические требования...
- Я не оправдываю врачей, которые хамят, грубят пациентам. Все-таки, если человек надел белый халат, это обязывает его к определенной профессиональной культуре.
Приведу такой пример: одна пациентка мне заявила: "Я не хочу лечиться у этого врача, у него ногти неухоженные". С одной стороны, ее жалоба может показаться капризом, а с другой - она вполне объяснима. Ведь еще Пушкин писал: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Поэтому врач должен контролировать не только свое поведение, свою речь, но и следить за внешним видом.
Но и тут все неоднозначно. Бывает, что специалист прекрасный, хирург от Бога, но как человек абсолютно некоммуникабельный, даже угрюмый. И ему трудно быть лекарем душ. В идеале, конечно, врач должен быть психотерапевтом, как сказала одна наша пациентка - "сесть на краешек кровати, взять за руку, заглянуть в глаза и деликатно поговорить". Каждый больной, как ребенок, этого ждет. Но не каждый доктор на это способен - кто в силу занятости, кто из-за характера.
Больной - союзник врача
- Как, по вашему, нужно ли больному знать о своем тяжелом диагнозе?
- Я считаю, нельзя держать больного в неведении, рисовать ему перспективу долгой и счастливой жизни, если он, в силу тяжести своего заболевания, обречен. Приведу пример: лечился у нас пациент, мы сделали, что могли, но болезнь стала побеждать. И в определенный момент он попросил: "Скажите мне правду. У меня семья, я руководитель крупного предприятия, я не могу уйти из жизни, не приведя свои дела в порядок...". Мы откровенно поговорили с ним...
Словом, ложь во благо не всегда оправдана. Но информацию можно преподнести по-разному. Можно сказать, как обухом по голове ударить, а можно внушить веру, желание бороться. Я сторонник того, чтобы больной все знал и был союзником врача, доверял ему.
Конечно, в идеале, в таком учреждении как наше, должна быть психологическая служба. Но на деле это сложно выполнимая задача: больных много, а психологов, тем более с крепкими нервами, мало. Поэтому их функции на деле ложатся на плечи врачей.
Что поддерживает врача?
- А тяжело это врачу переносить?
- Нелегко, но он старается не поддаваться эмоциям. Не то чтобы со временем он дистанцируется от чужой беды или черствеет душой. Просто он обязан в любой ситуации оставаться хладнокровным, чтобы успокоить, утешить пациента.
Но все не так безысходно. Дело в том, что если бы все пациенты умирали, у врачей, наверное, был бы беспросветный пессимизм. К счастью, это не так - в большинстве случаев нам удается помочь людям. И когда на день медицинского работника нам шлют поздравления наши пациенты со всей Сибири и Дальнего Востока, мы радуемся, что они живы и здоровы. Это морально поддерживает врачей, заряжает позитивной энергией.
- Напоследок задам щепетильный вопрос: как вы относитесь к подаркам от пациентов?
- Без ханжества. Если пациент при выписке благодарит доктора, наверное, он делает это от души. Это своего рода признательность за неравнодушие, за те долгие часы, которые он провел у постели больного. У нас ведь есть негласное правило: если ты оперировал пациента, то будь добр, на следующий день сам его перевяжи. И хирурги свято его соблюдают, поэтому даже на выходных и праздниках, как в обычные будние дни, в нашем институте много врачей.