Примерное время чтения: 6 минут
88

"Отложенный спрос"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты - Томск 25/09/2015

Кризисы были и будут, надо научиться быть к ним готовыми и уметь в них выживать.

В томских библиотеках в последние месяцы отмечено увеличение спроса на художественную историческую литературу. С чем это может быть связано - с таким вопросом мы обратились к заведующему кафедрой истории русской литературы ХХ века Томского Государственного университета, доктору филологических наук Вячеславу Суханову.

Случайность или тенденция?

- Время покажет, случайный это всплеск или устойчивая тенденция, - сказал Вячеслав Алексеевич, - но именно такой интерес читателей сегодня вполне объясним. Мы долгое время жили без истории, если понимать историю как объективную реконструкцию всего множества факторов ее определяющих. Была идеологически и пропагандистски освященная властью история, история как миф, в которую заставляли верить.

А потом случилась другая беда, когда с начала девяностых годов прошлого века до двухтысячных историческое сознание народа, которое является составной частью по-настоящему цивилизованного общества, было окончательно разрушено сначала крахом СССР, когда все, что было в прошлом позитивного в истории страны, подверглось ревизии, стало предметом огульной критики, отрицалось или извращалось. Это совпало с периодом издательского бума: на прилавки магазинов, страницы газет и журналов выплеснулись псевдоисторические публикации, добавившие сумятицы и негатива в понимание прошлого.

Сознание зрелой части общества и входившего во взрослую жизнь молодого поколения оказалось в ситуации мировоззренческого тупика, люди были в растерянности от того, что происходило. Все эти причины и определили распад исторического сознания, кризис национальной и персональной идентичности на фоне тяжелой экономической ситуации девяностых, когда надо было элементарно выживать. Не до истории было, не до того, чтобы в нее вникать и что-то в ней объективно исследовать. Так что сегодняшний всплеск интереса к исторической литературе - это, можно сказать, проявление "отложенного спроса" на истинную суть былых событий и желание примерить тот опыт к вызовам сегодняшнего, также весьма тревожного времени.

- Нет ли и сегодня опасности для читателей разных возрастов потеряться в море псевдоисторической литературы и псевдоисторических концепций, количество которых не уменьшилось?

-Да. Достаточно зайти в любой книжный магазин - на его полках ряды такой популистской литературы. Многие писатели, почувствовав спрос на прошлое, разразились беллетризованными и часто недостоверными повествованиями о революции и гражданской войне в России, "белом движении" и его лидерах, о Великой Отечественной войне, событиях на Украине после Октября 1917 года, на Ближнем Востоке и в арабском мире... Читателю надо быть осторожным, не все принимать за истину в последней инстанции. Посоветовал бы читать литературу факта, это воспоминания, мемуары, дневники реально действовавших тогда людей. Эти документы, к счастью, теперь тоже издаются.

Учиться договариваться

- Но ведь действительно есть что-то зловеще похожее в событиях, кризисах первой четверти века прошлого и нынешнего...

- Повторяемость, цикличность действительно присутствует в истории. Причины этой цикличности, наверное, коренятся в нас самих, в нашей психологии, и если отказаться от буквального символизма цифр начала прошлого и нынешнего веков, а взять большие периоды истории, то увидим, что кризисы повторяются, но причины их разнятся. Если социальный кризис в России в начале ХХ века был порожден во многом верой в возможности разума, способного построить справедливое социальное общество, корни которого уходят в эпоху Просвещения, в идеи Руссо, то на рубеже ХХ-ХХI веков мы переживаем кризис рациональности.

Казалось бы, наш век дал стремительное развитие науки, технологические возможности увеличились необычайно, можно было бы не просто жить, а процветать. Но возросла необычайно и роль иррационального в поведении людей, стихийного в политике, экономике, общественной жизни. Подтверждение этому - события, происходящие в Европе, на Украине и, как следствие, выход на арену радикалов самого различного толка: от крайне правых до крайне левых. Человечество, что в прошлом, что в нынешнем веке, так и не научилось договариваться как между странами, так и в пределах одной страны, одного общества.

Современная литература дает возможность познакомиться с разными трактовками и версиями истории. Да, кризисы были и будут, надо быть к ним готовым и уметь в них выживать, понимать, что стопроцентно справедливых государств не существует, что хотя научные и технологические возможности разума значительны, многое в истории часто совершается спонтанно и хаотически.

Приближать эру милосердия

- Может, нынешняя молодежь увидит больше?

- Толковые, продвинутые, как принято говорить, молодые люди. Но это поколение, испорченное ЕГЭ и различными гаджетами. Я их в шутку называю - "викилюди", потому что такое впечатление, что они из Википедии не вылезают. Например, спрашиваю, что произошло в России в 1917 году. Слышен стук клавиш гаджетов (это они "ныряют" в Википедию), потом ответ: "Революция". "А сколько было революций?". Стук клавиш, ответ - "Две". "Какие две?". Снова стук, потом правильный ответ... К сожалению, ЕГЭ отучило их системно думать, связывать между собой факты истории, а узнав факт, осмыслить его. То, что в школы возвращают сочинение и будет письменная часть в ЕГЭ по истории, - радует!

Название нашей кафедры, по определению, заставляет молодых людей искать связи литературы, истории и современности. Тем более что многие писатели и прошлых веков, и достаточно близких времен часто размышляли об этом. Например, Юрий Трифонов в своей прозе стремился воплотить гуманистическую мысль о том, что историю делаем все мы, что история - это нравственный процесс, результат коммуникации, общения, взаимоотношений людей. Вот в этом участии каждого в творении так понятой истории - суть всего происходящего. Если мы жестоки по отношению к живущим рядом, мы "работаем" на эпоху жестокости, если мы добры, помогаем окружающим - приближаем эру без железных решеток и железных дверей, "эру милосердия", как выразились Стругацкие. Мои дипломницы-волонтеры занимаются с ребятишками из детского дома. Отдавать чужому ребенку, лишенному семьи, душевное тепло, по-моему, это тоже творение истории. Хотим мы этого или не хотим, история присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждом событии, касается ли это частной жизни или геополитических проблем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах