Примерное время чтения: 3 минуты
58

История напоминает восьмидесятые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты - Томск 05/07/2006

Компанию тридцатилетних мужчин, покупавших пиво и ругавших власть "за какие-то акцизные марки", я спросил, знают ли они, что такое "Привет Горбачеву!". Оказалось, джентльмены не в курсе. Между тем лет пятнадцать назад эта "фигура" имелась во многих семьях...

Тогда в Советском Союзе попробовали ввести элементы "сухого закона" - ограничили время продажи спиртного, количество бутылок в "в одни руки", создали специализированные винно-водочные магазины, на юге страны вырубали виноградники. Сейчас вспоминать то время - и горько и смешно. Горько, потому что в очередях за спиртным первым делом доставалось ветеранам войны, которые в те времена имели право "дефицит" брать "без очереди, через два человека". Бедных стариков с орденскими планками ругали, позорили, как будто они все это безобразие придумали. Директора и продавцы магазинов, особенно специализированных, и без того знатные люди, стали уважаемы больше, чем лауреаты Госпремий.

Народ, закалившийся в противодействиях властным зигзагам, начал гнать самогон. В городе "товарищи ученые, доценты с кандидатами" быстро наладили производство настоек на дому. От большой, десятилитровой, бутыли, где шел процесс, через пробку пропускался тонкий шланг, который на конце был завязан резиновой перчаткой. По мере поступления в нее хмельного воздуха брожения перчатка надувалась и как бы приветствовала предприимчивого хозяина и гостей. Это и называлось "Привет Горбачеву!", которого страна вместе с Е. Лигачевым считала застрельщиками не только перестройки, но и сухого закона. (Егор Кузьмич, правда, свое авторство отрицал).

Сегодняшняя история с заменой акцизных марок, вызвавшая ажиотаж, очень напоминает историю восьмидесятых. Власть, постоянно наступающая на одни и те же грабли, что в политике, что в экономике, наконец набрела и на алкогольные. Непонятно зачем было устанавливать для этих марок день "Ч", после которого вполне годные напитки, которые уже были промаркированы, объявлять вне закона. Непонятно почему не был заранее определен порядок реализации оставшейся продукции. И самое главное - почему чиновникам грефовского министерства было заранее не посоветоваться с коллегами из регионов - те наверняка подсказали бы, как разумнее поступить. Например, Виктор Кресс еще 14 июня направил письмо премьер-министру, указывая на незаконность столь короткого срока для продаж продукции со старой маркировкой. В самый последний момент, похоже, глупость чрезвычайки дошла до сознания правительства. Но разумного решения не найдено. В общем, хотели как лучше...

Скорее всего, ситуация разрешится банальным повышением цен на бутылки с новыми акцизными марками.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах