Томск прославился лауреатом Нобелевской медали. Вернее, лауреат прославил Томск. Медаль Нобеля по 18 номинациям присуждается Российской академией естествознания за вклад в развитие изобретательства. Причем ее могут вручить как нескольким равным претендентам, так и только одному, за самую лучшую исследовательскую работу. Именно такой оказалась работа Андрея Мостовщикова - магистранта Института физики высоких технологий Томского политехнического университета Андрея Мостовщикова.
Недавно он награжден медалью имени Альфреда Нобеля за новый способ создания материала, крайне необходимого современной электронике. Впрочем, к моменту получения награды молодой человек уже имел пять патентов на изобретения. Как такое возможно? Об этом мы беседуем с лауреатом.
"Они не ожидали такого рвения"
- Наверное, сначала нужно немножко самоуверенности и хорошего упрямства, - отвечает на наш вопрос Андрей. - Уже на первом курсе я решил, что буду заниматься наукой и создам однажды, по крайней мере, одну "научную конфетку". Пришел на кафедру общей и неорганической химии и предложил свою помощь. И надо мной не посмеялись, не посоветовали пойти еще чуток поучиться, поскольку у нас принято обязательно с третьего курса заниматься научной работой - без этого диплома не напишешь.
Давали мне простые задания, где больше надо было руками работать - пилил, шлифовал пластинки из нанопорошковой керамики, измерял магнитные и электрические свойства нанопорошков, собирал установку для опытов. И приставал ко всем сотрудникам с вопросами - почему такой результат измерений, почему это не получается... Думаю, что сотрудники кафедры не ожидали от "зеленого" первокурсника такого рвения и стали поручать мне более серьезные вещи.
В то время кафедрой руководил профессор Ильин. Мне очень повезло, что Александр Петрович стал моим научным руководителем: он всем своим ученикам уделяет много времени, независимо от того, аспирант это, докторант или студент. Он человек демократичный, может иронизировать и над собой, и над тобой, остроумно "подколоть". Главное - ему интересно работать с теми, кто предлагает свои мнения, гипотезы, а не делает все под "копирку" и под диктовку.
Главный принцип - не отвергать
Его принцип работы с молодыми - не принимать или отвергать сразу твое решение, а дать время еще подумать, почитать литературу. И вот пересмотришь свои результаты на десять раз, перечитаешь разные книжки по теме, и однажды утром просыпаешься и понимаешь, какой это бред, что ты предложил. И начинаешь все заново. Помучаешься, но когда все получится, и кажется таким простым, понимаешь верность пословицы: "Наука - не мука".
Ну, в общем, я достаточно скоро, даже когда пошли мои первые результаты, понял, что моим изысканиям до "научной конфетки" еще далеко. Но профессор оценил мою настойчивость, можно сказать упертость, и когда аспирантка, участница начавшейся работы по гранту фонда "Глобальная энергия" ушла в декретный отпуск, заменил ее мной.
Представьте. Тема, связанная с нанопорошками, - "Разработка новых химических источников хранения, транспортировки и выделения тепловой энергии". И руководитель заменяет в группе аспиранта на студента-первокурсника. По-моему, это единственный такой случай... Так я получил первый серьезный патент и начал еще активнее заниматься наукой, выступать на конференциях, посылать статьи в научные издания.
"Дойти до конца и... вернуться"
- Теперь, спустя почти шесть лет, что еще, кроме упорства, старания можете пожелать студентам, которые только начинают научную работу?
- Понятно, что должна быть нацеленность на результат. Но пока идешь к цели, всплывает попутно столько мелких задач... Главное в них не увязнуть, иначе не доберешься до цели. А когда добрался, пройти всю цепочку еще раз, посмотреть, может что-то упустил важное, что может улучшить результат.
И еще. Вернуться после завершения работы к тем задачам, моментам, которые отбросил по пути к цели, взглянуть на них с новой стороны - может, отыщешь хоть одно рациональное зерно, из которого родится новое направление. И еще. Многие вещи ты должен научиться делать сам. Если все время будешь ждать помощи - далеко не пройдешь.
- Вам известно, что сейчас Министерство образования проверяло все вузы на предмет соответствия неким стандартам. Томский политехнический, как говорится, вне подозрений. Но что бы вы поменяли в процессах обучения, будь на то ваша воля?
- Ну и вопрос... А впрочем, может, что-то в расписании занятий.
Все наши предметы - сложные. А у тебя пять пар в расписании... Что было на первых трех, я помню и могу воспроизвести почти дословно. После третьей ты уже плохо соображаешь, а на пятой вообще мозг отключается. Может, лучше профильные предметы ставить в расписании на первую половину дня?
И еще. На первых трех курсах есть предметы, которые студенты важными не считают. Только на старших курсах начинаешь жалеть, что ты им мало уделял внимания, стараешься добрать знаний. Но что с этим делать - не знаю.
Жить на стипендию
- Стипендия даже в вашем вузе невелика. Может ли студент жить достойно без помощи родителей?
- Когда я начинал учиться, таких возможностей было мало. Сейчас грантами, премиями за научные работы, повышенной стипендией за хорошую учебу можно заработать. Понятно, что денег много не бывает, но мне хватает.
- Раньше многие физики были едва ли не большими лириками, чем сами лирики. Сейчас нередко можно услышать, что "технарю" художественная литература, вообще всякая лирика ни к чему...
- Вы будете смеяться, но еще в школе я прочитал полное собрание сочинений Чехова - все пытался отыскать те его произведения, которые не заканчиваются мрачновато. Так и не нашел... Но читать привык. И это оказалось кстати. У меня девушка филолог, и нам есть о чем с ней говорить.
И вообще в литературе, музыке, живописи, рисовании известные ученые нередко находили найти новые идеи именно для физики. Так что "технарю" лирика - не лишняя.