Примерное время чтения: 6 минут
51

Тенденция невежества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Томск 01/04/2012

Недавно вновь внимание мировой общественности было приковано к судебному процессу в Томске над священной книгой кришнаитов "Бхагавад-гита как она есть". Некоторые считают, что этот процесс стал очередным показателем неуважения к религиозным святыням, которых немало. Из последних громких фактов - пляски и песни эпатажных девиц у алтаря Храма Христа Спасителя. Не является ли это показателем падения современной нравственности в целом?

Почему обесценивается отношение молодежи к религии, становится ли это тенденцией, мы говорим с доцентом кафедры этики, эстетики и культурологии Томского государственного университета Ириной Черновой.

"Нет веротерпимости - вот проблема"

- Ирина Владимировна, понимаете ли вы, как вообще могла прийти мысль устроить судилище над книгой, святой для сотен миллионов верующих? О каких тенденциях в нашей ли стране, вообще в современном мире можно говорить?

- Периодически громят и синагоги. К сожалению, это мировой процесс. В разных странах, в том числе и нашей, нападают на храмы, жгут священные книги. Все идет от культурных противоречий. Религия и сама имеет механизмы самозащиты и отторжения к другим убеждениям. Если у какого-то народа, верующих, другая, непонятная данному малокультурному человеку одежда, обряды, еда - значит, надо это непонятное отвергать.

В одном из интервью православный священник назвал эту книгу апологией гражданской войны. Конечно это не так. Это отражение истории Индии в мифологических сюжетах, подобные есть и в Библии. Просто в "Бхагавад-гита" смотрится непривычно нашему глазу.

- Но почему это противоречие обострилось именно сейчас?

- Ожесточению способствует кризис. Кризис в самой религии. Ни для кого не секрет, что многие отошли от православия.

Нетерпимости способствует и тот факт, что во многих наших семьях старшее поколение не воспитывает младших в веротерпимости и уважении даже к своей религии. Это проблема.

Среднестатистический россиянин редко ходит в церковь, такие важные праздники как Пасха и Рождество стали чем-то формальным: покрасили яйца, поели, а что высокое, духовное за этим формальными актами стоит, неизвестно.

Люди перестают крестить детей, отпевать умерших. Это кризисные явления. У нас сейчас вообще большая проблема со знанием своей культуры и истории. Разрыв между поколениями большой. Дети не понимают старых фильмов. Слушают рок-музыку, непонятную взрослым, даже тип речи молодых зачастую пугает взрослое поколение. Эти кризисные явления рождают желание сплотить сообщество. И чем глубже противоречие, тем более жестоко включаются эти механизмы.

И все же это не так страшно, как пляски в храме - это вопиющий показатель невежества. Нужно же понимать, что алтарь - это часть гробницы, в каждой церкви есть мощи, без этого не открывается ни один храм. Чем бы ни оправдывали свои действия участницы группы "Пасси-Райт", то, что они сделали, - это, по сути, пляска на гробах. Они продемонстрировали нравственное увечье, хотя у них есть и сторонники, которые такое поведение объясняют элементарным незнанием. Мол, просто церковь - публичное место, а возвышенность в ней девушки восприняли как сцену. Почему бы не взойти и не выступить.

При этом я согласна с тем, что власть сама дает дурной пример, позволяя рок-концерты на Красной площади, где похоронены десятки выдающихся людей.

"Человек неустроен - жди беды"

- Можно ли такое поведение назвать тенденцией?

- Это нельзя назвать тенденцией. Все больше замечаю интерес студентов к славянской культуре. Велик интерес к православию, христианству, к славянской и скандинавской мифологии. Конечно, он не повсеместный, но он есть. К сожалению, в курсе культурологии сокращаются часы, и часть материала выносится на самостоятельное изучение.

Мир сейчас мультикультурный. Много разных направлений. Человек выбирает что-то для себя. В том числе и по яркости предложений. Некоторые не готовы ценить свое, национальное, их тянет на что-то экзотичное, яркое и неизведанное. Этим, кстати, манит и индийская культура.

- Сейчас растет уровень агрессии в обществе. Вспомнить хотя бы недавний случай в Томске, когда ученик избил своего учителя, и эта дикая сцена выложена в Интернете...

- Сложно сказать однозначно, откуда взялась эта агрессия. Часто внутренняя несостоятельность выливается в протестное настроение против всех и вся. Когда человек неустроен - не знает, как жить, куда пойти, чтобы его оценили, да просто - кому он вообще нужен, жди беды. Есть песня Высоцкого - "Антисемиты". Она мало известна, но в ней четко названы причины: неграмотность, желание скуки ради, пользы для примкнуть к какому-нибудь сообществу.

К тому же общество у нас легко внушаемое. Зачастую не знает, не понимает, на что идет. А чем меньше знаний у человека, тем ему проще навязать какую-либо дикую идею.

Посмотреть на передачи ТВ про лечение. Люди не представляют, как устроен организм, поэтому согласны лечиться хоть мочой, хоть ядовитыми грибами. Чем человек меньше знает - тем он доверчивее. Это, конечно, издержки нашего образования.

"Нужно начать

с себя"

- Может, дело в коммуникациях, СМИ? Интернет - страна, где нет ограничений. На ТВ тоже такое иной раз показывают - глаза бы не глядели. Чем грозит такая вседозволенность?

- Вседозволенность никогда, как вы понимаете, к хорошему не вела. Меры пресечения должны быть всегда. Но они не должны быть агрессивными. Когда человек один раз нарушил, и это осталось незамеченным, возникает повод для повторного нарушения. Стираются границы, через которые нельзя переступить.

Некоторые порталы борются за то, чтобы фильтровать информацию, блокировать запрещенные посты. Но это не всегда работает. Потому что Интернет очень сложно регулировать. Здесь много значит нравственный выбор самого человека. Все кричат и ругают "Дом-2" - но всегда же можно сделать выбор и переключить канал.

Все зависит от достоинства человека и его нравственного выбора. Спрос, конечно, рождает предложение, но нужно ли удовлетворять такой запрос. Это спорный вопрос: среда формирует СМИ или СМИ - среду. Не знаю, мужество это или роскошь - не делать то, что тебе противно, нравственно неприятно. Это невозможно решить коллективно. Нельзя указом обеспечить какие-то нравственные основы. Потому что они у каждого свои. Просто нужно начать с себя и решиться делать то, что не противоречит собственным нравственным прин-

ципам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах