Примерное время чтения: 6 минут
82

Нужна ли детям культура религий?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Томск 18/11/2009

С четвертой четверти текущего года в томских школах начнется преподавание нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Томская область вошла в число 19 регионов страны, где проходит этот эксперимент. Как к нему отнесутся томичи?

Нетрудно предположить, что мнения окажутся разными.

Напомним, что изучать предмет начнут с четвертых классов. В новом курсе шесть модулей:

- Основы мировых культур.

- Основы светской этики.

- Основы православной культуры.

- Основы исламской культуры.

- Основы иудаистской культуры.

- Основы буддистской культуры.

Ребенок и его семья имеют право выбрать один из этих шести модулей.

"Предмет необходимо вводить"

- Считаю, что такой предмет необходимо вводить в школах. Ведь в нашей стране само понятие культурных ценностей оказалось разрушено. Поэтому ребята должны изучать не только историю, но и культуру разных народов, разных религий. Должны уже в таком возрасте понимать, что мы живем в многонациональной стране. Это будет только на пользу.

У нас семья верующая, мы - христиане. И наши дети знают основы православия. Но при этом я не против, чтобы они узнали про другие религии, познакомились с историей и культурой разных конфессий нашей страны. При этом искренне надеюсь, что уроки будут построены очень аккуратно, без давления и навязывания. Иначе вместо воспитания толерантности и учтивости к разным религиям мы можем получить обратный эффект.

Татьяна Альмякова, многодетная мать

"Отношусь отрицательно"

- У меня ребенок пошел в первый класс в этом году. А значит, в скором времени это коснется и нас. Если честно, то я к введению такого предмета отношусь очень отрицательно. Мне не нравится, что уже в таком маленьком возрасте детей разделяют. Кто-то пойдет изучать буддийскую культуру, кто-то исламскую. Это неправильно, ребятишки должны учиться все вместе. Зачем детей заставлять делать выбор?

Считаю, что школа должна быть отделена от религии. Если семья заинтересована, чтобы ребенок знал культуру той или иной религии, то она и так этим занимается. Посещают мечеть, церковь. Мы обсуждали вопрос введения такого предмета в школах, и многие высказались "против".

Хамза Хамроев, представитель Томской национально-культурной автономии "Узбекистан"

"Две большие разницы"

- Когда только заговорили о введении такого курса в школьную программу, мы с женой сомневались, нужен ли он нашему ребенку. Но потом стало ясно, что на этих занятиях будут преподавать не религию, а рассказывать о культуре религии. Понимаете, это две большие разницы.

Преподавание основ религиозных культур позволит расширить кругозор детей. Причем в тех областях, которые ранее оставались не охваченными школьной программой. Кроме того, этот предмет поможет детям лучше ориентироваться в реалиях современного многополярного мира. Общество должно развиваться гармонично. И воспитание духовности, нравственности должно занимать важное место в системе современного образования.

Получив знания о культуре разных религий, подростки смогут в будущем стать действительно светскими людьми. И если не с верой в Бога, то с уважением к окружающему их миру.

Виктор Хомяков, преподаватель

"Права ребенка не нарушены"

- Меня поражает ажиотаж вокруг этого вопроса. Ведь российские власти четко объяснили: главное условие введения нового предмета - добровольный выбор детей и родителей. Те семьи, где нет четких религиозных предпочтений, имеют возможность изучать весьма светский предмет - этику.

Причем этот курс будут преподавать только светские педагоги, то есть не будет навязывания какой-то религии, чего боятся многие родители.

Есть мнения, что такой предмет нарушает права ребенка. Так вот как раз наоборот. К примеру, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, образование детей должно быть построено на воспитании уважения к культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны.

Вообще религию нельзя исключать из общественной жизни. Ведь это естественное проявление человеческой природы, человеческого поведения. И чем раньше ребенок получит развернутые знания о религии, тем лучше. Ведь став взрослым, он уже сможет сам сделать вполне осознанный выбор, быть ему верующим или атеистом.

Дмитрий Васильев, научный работник

"Учесть все интересы"

- Мы обсуждали эту тему вместе с детьми. Решили не выбирать курс по конкретной религии, ведь о православии они и так знают немало, часто бывают с нами в церкви. Поэтому собираемся остановиться на том варианте, где школьникам будут рассказывать о мировых культурах.

Очень правильно, что дети вместе с родителями могут выбрать, что им изучать. Будут это основы православной культуры, основы культуры мусульманской или, например, основы буддизма.

Те, кто не имеет определённых религиозных убеждений, вполне могут остановиться на варианте светской этики. Выходит, удалось учесть все интересы и предпочтения.

Наталья Петрова, библиотекарь

"Отдадут предмет в нагрузку"

- Резкого отрицания этот предмет не вызывает. Это ж будут свои педагоги, а не какие-нибудь волонтеры, которые по квартирам ходят и брошюрки навязывают, пытаются обратить в свою веру. Как я понимаю, это будет обычный информативный предмет. Кстати, дочка в школе в рамках курса географии Томской области изучала разные национальности, живущие на территории нашего региона, разные конфессии. Ничего страшного в этом предмете нет. Эти знания только на пользу будут. Вот только жалко наших ребятишек, они и так перегружены, много уроков, домашних заданий, очень они устают. Теперь еще на один предмет у них станет больше. Да и учителей вряд ли будут специально под этот предмет набирать. Дадут другим предметникам, как говорится, в нагрузку.

Наталья Брагина, многодетная мать

"Я только "за"

- У нас сын учится во втором классе. Может, когда мы дорастем до этого предмета, все еще несколько раз поменяется. Но та концепция которую предлагают сейчас, мне симпатична. Я считаю, что школьные уроки должны носить чисто информативный характер. А уже потом ребенок с семьей сам сможет сделать выводы и выбрать то, что им ближе. Я только "за" такие уроки. Главное они должны быть выстроены грамотно и нейтрально. Здесь не должно быть перекосов и навязывания "нужной" религии и культуры, осуждения "ненужной"!

Евгения Бессонова, бухгалтер

"Идея очень хорошая"

- В семье трое школьников, дочь Вера учится как раз в четвертом классе. Ей уже в этом году предстоит начать изучать этот курс. По-моему мнению, идея очень хорошая. Здорово, что ребятам расскажут о разных культурах. Мне самой это интересно. Узнавать что-то новое о культуре других народов. Это действительно увлекательно. Например, откуда появились те или иные обычаи. Мне кажется, новый курс должен быть познавательным.

Ануш Хачатрян, член общественной организации "Союз армян Томской области"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах