Примерное время чтения: 5 минут
101

Курс духовного обновления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Томск 23/06/2010

Томская область оказалась одной из первых в апробации нового учебного курса основ религиозной культуры и светской этики - 0РКСЭ. Этот курс в школах области был введен с 1 апреля текущего года. Как всякое новшество, он вызвал немало сомнений как у преподавателей, так и у родителей, представителей общественности. Что же показали первые итоги? Их подвели собравшиеся в Томском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

"Школа давно ждала чего-то подобного"

- Эксперимент призван решить сложную задачу российского образования, - сказал ректор института профессор Сергей Ануфриев. - Оно перекошено. Порой мы стремимся нагружать наших учеников знаниями и большими объемами информации в ущерб поиску смысла. Курс основ религиозной культуры и светской этики должен выровнять этот перекос в пользу мировоззренческой составляющей.

О том, как проходило обеспечение запуска (слово вполне подходящее, ибо условия и сроки были сродни ракетному старту) нового курса, коллегам напомнила начальник отдела развития образования областного департамента образования Ольга Шушпанова.

- Впервые за двадцать лет реформы образования, - сказала Ольга Васильевна, - модель этого эксперимента не была обеспечена технологически и должна была осуществиться в беспрецедентно сжатые сроки. Парадоксальность ситуации состояла еще в том, что по всем нормативным документам за успешный запуск проекта отвечала школа, а успешное его продвижение зависело от ее умения контактировать с родителями, руководителями муниципальных органов образования, исполнительной властью, представителями религиозных конфессий, СМИ.

И если в исполнительной власти, в областной думе, Общественной палате нам не сложно было найти понимание и получить поддержку, то к контактам с конфессиями мы были не готовы. Это была, по сути, работа "на ощупь", тем более что еще не было ни учебников, ни пособий. Но сегодня в обществе в целом сформировано позитивное восприятие курса основ религиозной культуры и светской этики.

"Это новая реальность"

Свое слово сказали и представители томских конфессий. Игумен Силуан представлял Томскую епархию РПЦ. По его словам, контекст нового курса более широкий, нежели контекст учебного процесса. "Это новая реальность, - убежден Игумен, - которая выражается малопонятным термином "гражданское общество".

До сих пор ясного определения этому термину не дано, но, безусловно, гражданское общество - это общество диалога, общества, где люди умеют слышать друг друга. В этом смысле велико значение курса ОРКСЭ как платформы для диалога. Впервые в центре общественного внимания оказались высшие ценности и смысл человеческого существования". Но очень важно, по мнению Игумена, чтобы этот учебный курс был идеологизирован, а для этого педагогам надо сделать усилие над собой, "преодолеть инертность атеистического мышления".

Муфтий Томской области Нурулла Калыкахунов, также поддержав новый школьный предмет, сообщил, что своим детям и родителям мусульман, которые спрашивали у него совета, советовал выбрать для обучения курс основ мировых религиозных культур, "чтобы более широким было понимание мира".

Это мудрое решение, тем более что, по словам педагогов - участников семинара, с которыми мне довелось беседовать, именно родители мусульмане проявляли поначалу наибольшую нерешительность при выборе модуля обучения в новом школьном курсе.

Показательна история, рассказанная методистом из Асиновского района Ириной Овсянкиной о курсах подготовки педагогов в Москве. Приехавшие чеченские учительницы сразу сообщили русским коллегам, что никакие модули им не нужны, детей они будут учить исламу. Но, послушав лекции, посмотрев программы и учебники, пришли к другому выводу: "Исламу мы научим и дома, а в школе пусть узнают мировые культуры".

Раввин Еврейской религиозной общины Леви Каменецкий, выступая на семинаре, признался, что первоначально идея нового школьного курса вызвала у него настороженность, но, изучив программу, он не нашел в ней ничего предосудительного, тем более что "общение с религией успокаивает общество".

Он предложил педагогам побывать в синагоге, чтобы иметь возможность правильно рассказывать детям о религиозных обрядах, а также посмотреть, как проводятся занятия в вечерней и воскресной школах при храме.

На помощь пришла большая команда

Слушая выступления участников семинара, беседуя с ними в перерывах, понимал - то, что ОРКСЭ успешно "привились" в школах области, результат правильного первого шага областного департамента образования. Томичи сразу направили в Академию педагогических наук десант педагогов, ставших затем пропагандистами нового курса.

Привлекли и томских ученых из ТГУ и ТГПУ. Большая команда учителей прошла в столице обучение по всем модулям и стала тренерами-преподавателями нового курса.

Учитель из Поросинской школы Томского района Светлана Процкая из первой команды тренеров - преподавателей ОРКСЭ, рассказывала мне, что некоторые педагоги были просто в панике, не зная как подступиться к предмету, по которому еще не было ни учебников, ни учебных программ, пока им на помощь не пришли коллеги-тренеры.

Общая мысль такова: преподавание курса основ религиозной культуры и светской этики меняет как детей, так и самого преподавателя, заставляет его меняться в своем поведении.

Что дальше?..

Этот вопрос несколько раз звучал на семинаре. Пока что у педагогов и организаторов апробации курса нет ясного понимания перспектив дальнейшей деятельности. Например, непонятно, как будет осуществляться финансирование. Сейчас в каждой школе учителям платят из разных источников и не всем одинаково.

Неизвестно, будет ли продолжаться курс после окончания первой четверти в пятых классах следующего учебного года. Ощущение такое, заметила одна из педагогов, что в общество брошен курсом ОРКСЭ "пробный камень". Общество отреагировало почти спокойно, но хочет в дальнейшем не торопливых экспериментов, а спокойной вдумчивой работы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах