Волей-неволей мы все следим за кризисными явлениями в экономике. А что происходит в кризис с культурой в широком понимании этого слова? Волнует ли это большую часть населения, озабоченную хлебом насущным? Об этом мы беседуем с заведующей кафедрой этики, эстетики и культурологи Института культуры ТГУ, кандидатом исторических наук, доцентом Ириной Максимовой.
К чему привела мода на "человека мира"
- Ирина Евгеньевна, действительно, актуальна ли эта тема сейчас, когда кто-то теряет работу, кому-то снижают зарплату?
- Уверена, что актуальна, ибо культура - это наша "вторая природа", в которой, в отличие от животного, и живет человек. Важно понять, что культура - "это наше все", а не только музеи и библиотеки. А главное, в культуре, как и в природе, есть свои законы, незнание которых может быть губительно.
В нашей стране кризис в культуре начался задолго до нынешнего, финансового. В начале 90-х годов общество было озабочено одной мыслью - разрушить все, что связано с советской идеологией. Но на смену разрушенным в перестройке ценностям идеологи нового движения не предложили ничего собственного, истинно российского. Любить Родину, знать и гордиться ее культурой стало далеко не главным. Мода на "человека мира" привела к тому, что не следовать образцам масскультуры означает быть "несовременным".
Разрушив сами структуры воспитания молодежи, перестройщики ничего не предложили взамен, видимо, ожидая, что все наладится само собой. В принципе, так оно и случилось: место прежних детских и юношеских организаций, в которых подросток искал свою будущую социальную роль, стали занимать радикальные группировки, секты всех мастей и т.д. Речь не об идеализации советского прошлого или его идеологии, а о том, что, разрушая одну из составляющих культуры, надо заботиться о ее "заполнении" новым содержимым.
Чем утешаемся в беде
- Похоже, что власть спохватилась - у партий появились молодежные организации, в школах вводят изучение основ религии...
- Думаю, что последняя инициатива всерьез не подготовлена, а ее внедрение может вызвать неприятности даже большие, чем внедрение ЕГЭ, который, к слову, абсолютно не соотносится с традиционной российской системой образования, сложившейся практикой взаимоотношений учителя и ученика.
Вообще, внедряя западный опыт, не грех проследить, насколько он согласуется как с российскими традициями, так и с той целью, которую общество хочет достичь. Например, масс-культура, хлынувшая к нам в последние десятилетия, пронизана западной идеологией протестантизма, проповедующей богатство как высшую Божью благодать. В варианте "житейской мудрости" это звучит так: "Если ты умный, то почему такой бедный", "Ты выглядишь на миллион долларов"... Эта жизненная стратегия мощно поддерживается телевидением, которое копирует свои телешоу с западных образцов (включая детские передачи).
Протестантизм сам по себе не плох и не хорош, он порождение западноевропейской культуры. Но в русской-то культуре ценился принцип нестяжательства. Это не означало осуждения богатства: напротив, хороший хозяин - рачительный хозяин. Но накопительство как самоцель всегда осуждалось. И до сих пор в случае беды мы утешаем друг друга словами: "Да бог с ними, с деньгами, главное, что все живы-здоровы..." Бездумно, оптом копируя чужое, мы не станем американцами, но перестанем быть россиянами.
Своё вспоминаем, когда плохо?
- Что же в этой связи могут сделать культурологи? Есть ли понимание в обществе, что они нужны? И какая подготовка должна быть у таких специалистов?
- Наша задача дать молодым людям знания, с которыми они смогут осознанно сделать выбор ценностей, убедить их, что копирование чужой культуры никогда не было благом, если хотите, пробудить патриотизм. Важно понять, что российская культура имеет огромные резервы как в области духовной, так и социальной и даже сугубо материальной.
Например, в первые годы перестройки, когда месяцами люди сидели без денег, возродилась масса забытых рецептов всяких солений, варений, неожиданных блюд из простых продуктов, и тот кризис был пережит благополучно. К сожалению, дальше с интерес к "немодным" блюдам угас. В этой связи нам пример французы. Заботясь, в отличие от нас, о сохранении самобытности своей культуры, они не позволили прижиться у себя заокеанской моде на гамбургеры, фаст-фуд.
Или российская народная медицина. Она вытеснена импортными снадобьями, хотя давно известно, что человеку полезнее питаться и лечиться тем, что производится и растет на территории, где он живет. Кстати, именно в ТГУ сто лет назад закладывалась традиция научного изучения народного знахарства... Дело не в противостоянии изменениям как таковым, а, повторяю, в необходимости просчитывать последствия этих изменений.
К сожалению, значимость нашего предмета не вполне понимают и в Томском государственном университете, сводя культурологическую нагрузку на факультетах до минимума. И для многих молодых людей культура остается тем, без чего, с их точки зрения, можно прожить без труда - есть картинки в альбоме, музеи, концерты... Наши специалисты могли бы быть востребованы в пиар-службах крупных компаний. Но, видимо, в обществе пока нет понимания того, что любое производство - это не только технологии, но и, прежде всего люди, представляющие различные этносы, культуры, конфессии страны или региона.