Он мог бы играть на аккордеоне, но не вышел ростом. Поэтому родители отдали учиться игре на балалайке. Случись по-другому, и мы могли бы лишиться одного из лучших балалаечников современности. Алексей Архиповский - из тех немногих музыкантов, которым удается сочетать традиционный народный стиль с современным.
Он выработал в игре на балалайке свое направление, часто куда более яркое и самобытное, нежели традиционное исполнение. Алексея по праву можно назвать лучшим балалаечником страны, если даже не планеты. Именно благодаря ему этот незаслуженно непопулярный сегодня инструмент приобрел новое звучание, раскрылся в полной мере. Его игра завораживает публику и срывает бурю оваций. С 90-х годов Алексей успешно концертирует по России. На его счету работы с Людмилой Зыкиной и Государственным академическим русским народным ансамблем "Россия", со многими известными музыкантами. Алексей часто выезжал за рубеж, давал сольные концерты на престижных культурных форумах в Испании, Германии, Голландии, США. И везде его ждал успех. Первый концерт Алексея Архиповского в Томске принес ему множество новых поклонников.
Выходя на сцену, хотелось удивлять
- Алексей, скажи, я знаю, что балалайка, на которой ты играешь, не простая. Это акустический, подзвученный инструмент. То есть на простой балалайке тебе неинтересно было играть?
- Меня не совсем устраивало ее звучание. Ведь когда площадки стали расти: две тысячи, три, там уже нет такой акустики, как надо. Балалайку принято подзвучивать микрофонами, но получается плоский звук. Поэтому у меня появилась задача ввести гитару в формат современного звучания. Я сравнивал ее с гитарой, решил, что акустическое подзвучивание инструментов - то, что мне нужно. Никто в мире не занимался озвучиванием балалайки так достоверно, поэтому пришлось делать все самому.
- Но ведь переделка инструмента - это не все. На этой основе появился твой, новый, особенный стиль?
- Он выработался в процессе практики. С детства, выходя на сцену, мне хотелось удивлять. Но удивлять, не играя, скажем, держа балалайку за спиной, а с каким-то смыслом. И где-то уже с середины 90-х я стал конкретно экспериментировать с жанрами. Играл в русском народном оркестре, меня выпускали в качестве солиста. Я один должен был что-то делать на сцене. Играть одно и то же мне было не интересно. Стал экспериментировать, совмещать разные мелодии, разные жанры, стили, к примеру, вкрапляя джазовое направление. Возникла интрига с залом, приходили посмотреть, а что он сегодня выкинет. Мне тоже было это интересно, так и родился тот стиль, в котором сейчас играю.
Чем старше инструмент, тем интереснее звучит
- Но при этом сочетании стиля основным сохраняется все равно русское народное направление?
- Так это инструмент такой. Музыканты шутят: что ни играй на балалайке, все равно получается этно. Но мой стиль - это все равно русская музыка, русская культура. Ведь все это давно стало частью нашего национального сознания. Хотелось бы сделать так, чтобы балалайка зазвучала как инструмент, который передает содержание, рассказывает истории из жизни русских людей. Ведь она является одним из символов России.
- У тебя с виду балалайка такая повидавшая виды, ну в том смысле, что явно она не новая.
- Так и хорошо, что не новая. Чем старше балалайка, тем интереснее ее звучание. Мне кажется, здесь дело в том, что по-настоящему хороших, уникальных инструментов не много, как и великих композиторов. А с возрастом балалайка словно впитывает эмоции тех людей, которые на ней играли, ту энергетику, которая проходила через инструмент.
- А откуда у вас этот инструмент?
- Думаю, профессиональным музыкантам инструменты в руки не попадают случайно. Это все закономерно. Вообще балалайки переходят от музыканта к музыканту. У меня всего две балалайки. Одна у меня сейчас из Питера, это балалайка 1902 года - раритет. Весной умер старый музыкант, дедушка-балалаечник. И я долго уговаривал вдову продать инструмент. Ведь такая уникальная балалайка должна играть, должна выступать. В итоге она согласилась. Та, что у меня сейчас, тоже не молодая балалайка - я купил ее у своего преподавателя.
За спиной оживут воображаемые миры
- С 90-х годов ты играешь на балалайке в современном стиле, но при этом у тебя до сих пор нет своего альбома. Я слышала, у томских зрителей после концерта было желание купить твой диск. Почему его у тебя нет, не было предложений записать?
- Были, но я такой привередливый. В каждой своей композиции я хочу все время что-то доделать. Практически на каждом новом концерте возникают все новые придумки. У меня в голове множество интересных проектов. Например, в работе сейчас музыкальный цикл песен для балалайки о состоянии человека в цивилизованном мире. В его жизни много стресса, суеты, он бежит от этого и укрывается в тихом деревенском домике, зажигает огонь, смотрит на него и жалеет себя страшно, вспоминает об утраченном счастье детства. Вообще, когда я пишу музыку, у меня возникают зрительные ассоциации, сюжет композиции я вижу как "кино". Поэтому есть идея сделать такой видео-музыкальный проект. Соединить балалайку и мультфильм. Думаю, это будет интересно, так что надеюсь скоро порадовать своих поклонников.