Примерное время чтения: 6 минут
92

Остаться без квартиры? Легко!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Томск 11/04/2007

Пока правительство оптимистично рапортует о скорой возможности сделать жилье комфортным и доступным, тысячи россиян в одиночку ведут борьбу за то, чтобы просто не оказаться на улице. Причем на совершенно законных основаниях.

Шесть лет в цементной пыли

Валентина Труфанова прямо с порога начинает печальную экскурсию по своей квартире. На кухне и в коридоре - голые стены, щели в полу ванной комнаты, мебели немного. Причина бедственного положения - вовсе не финансовая. Денег у Валентины Алексеевны с дочерью вполне хватило бы на то, чтобы закончить переоборудование бывшего общежития в квартиру, начатое еще в 2000 году. Ремонт Труфановы не делают потому, что вот уже шесть лет не знают точно, будут ли завтра жить в этой квартире.

Когда-то Валентина Алексеевна и не предполагала, что эта небольшая квартирка обернется для нее сущим кошмаром. В Томск они с мужем переехали в середине 90-х из деревни, где оба остались без работы. На новом месте все складывалось благополучно: и работа нашлась, и жилье. Первое время квартиру приходилось снимать, но в 2000 году руководство МУЖЭП-30,

где работал Александр Труфанов, выделило его семье служебное жилье. Валентина Алексеевна вспоминает, что на радостях даже поддалась на уговоры мужа и продала принадлежащую ей квартиру в деревне, вложив все деньги в ремонт. Но не прошло и года, как грянул гром: у мужа появилась другая женщина. В июле 2001 года супруги оформили развод, а через пару месяцев бывший муж заявил, что увольняется с работы, так что квартиру Валентине Алексеевне с дочерьми придется освободить.

Не брали даже уборщицей

Все было абсолютно законно: по старому Жилищному кодексу гражданин, увольняющийся с предприятия по собственному желанию, не выселялся из служебной квартиры, только если проработал на предприятии десять лет. Александр Иванович не отработал в МУЖЭП-30 и шести лет. Оставалась надежда только на то, что из-за наличия двоих несовершеннолетних детей Валентине Алексеевне предоставят взамен хоть какую-то жилплощадь. Браться за защиту Труфановой не соглашался ни один юрист: с точки зрения закона, дело было заведомо проигрышным для нее.

Алексей Аникин, бывший прокурор, взявшийся в итоге представлять интересы Валентины Труфановой в суде, сейчас вспоминает, что поведение руководства МУЖЭП-30 было по меньшей мере странным: несмотря на наличие вакансий, Валентину Алексеевну, готовую ради сохранения служебной квартиры даже на должность уборщицы, на работу брать отказывались. Спасла их в итоге случайность: уже на суде Алексей Аникин обнаружил, что служебная квартира была предоставлена Труфанову незаконно: он работал шофером, а по документам на квартиру был проведен как слесарь-сантехник. Тогда Валентина Алексеевна подала иск к администрации Октябрьского района, после чего квартира должна была получить статус муниципальной. Но тут в дело вмешался Александр Труфанов. По словам Валентины Алексеевны, он предложил ей отстаивать права на квартиру вместе. В итоге между бывшими супругами и МУЖЭП-30 было заключено мировое соглашение, по которому квартира предоставлялась всем четверым членам семьи по договору социального найма, а нанимателем признавался Александр Труфанов.

Номер один в списке неплательщиков

Однако тогда, в феврале 2003 года, Валентина Труфанова зря понадеялась на то, что кризис миновал и они с дочерьми заживут спокойно. Очень скоро обнаружилось, что бывший муж не платит за квартиру. Через несколько месяцев коммунальщики начали забрасывать Валентину Алексеевну предупреждениями и требованиями явиться в суд - то, что неплательщик живет в другом месте, никого не волновало. Труфанова была вынуждена регулярно ходить в суд, чтобы просто всякий раз показывать жировки, оплаченные за себя и дочерей.

Валентина Алексеевна стала жить в постоянном страхе, что не сегодня-завтра в квартире отключат электричество или отопление или придут судебные приставы выносить имущество в счет долгов бывшего мужа.

А главное - бывший муж по сей день может в любой момент выступить с требованием размена квартиры, и где они окажутся в итоге, Валентине Труфановой не хочется и думать. В поликлинике, куда Валентина Алексеевна обратилась в связи с расшатанными нервами, врачи установили у нее "посттравматический стресс". В таком состоянии, как объяснили женщине, возвращаются из горячих точек.

В 2004 году суд рассмотрел иск Валентины Алексеевны, в котором она настаивала, чтобы ее признали ответственным квартиросъемщиком, а бывший муж лишился права на квартиру. Для этого требовалась самая малость: доказать, что Александр Труфанов проживает не вместе с ней и дочерьми, а в другом месте. Доказательств было предостаточно: бывший супруг Валентины Алексеевны уже давно поселился и получил временную регистрацию у своей новой жены, с которой официально зарегистрировал брак, в новой семье у него родился ребенок. Но - вот чудо российского законодательства! - суд посчитал, что этих доказательств недостаточно для лишения Труфанова права на жилье. То же самое подтвердил областной суд. В Верховном суде РФ также не подвергли сомнению решение коллег. И тогда Валентина Алексеевна обратилась в последнюю инстанцию - Страсбургский суд по правам человека (на фото). В марте прошлого года заявление Труфановой В.А. с жалобой на несправедливое решение российского суда было принято к рассмотрению.

"Права детей абсолютно не защищены"

- Я считаю это большим успехом, потому что ежегодно из России в Страсбург поступает около 40 тысяч заявлений, а принимаются единицы, - говорит Алексей Аникин. - И потому есть большая вероятность, что решение будет положительным для нас. Правда, о результатах мы сможем узнать нескоро: дела в Страсбурге, насколько я знаю, рассматриваются по нескольку лет.

А пока Валентина Труфанова решила еще раз попытаться доказать свои права в Томске: она обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района и МУЖЭП-30, требуя опять же признать ее нанимателем злополучной квартиры. Ведь по новому Жилищному кодексу, как указывает Алексей Аникин, администрация давно уже имела право предъявить иск к Александру Труфанову и расторгнуть с ним договор социального найма из-за многолетней неуплаты. Татьяна Хаустова, начальник юридического отдела администрации Октябрьского района, прокомментировала ситуацию так: по ее мнению, Труфановой нужно разбираться не с органами власти, а со своим бывшим мужем: например, обратиться в суд с иском о взыскании с него долга за коммунальные услуги. Администрация же, по словам Татьяны Юрьевны, вправе расторгнуть с кем-то договор социального найма только после соответствующего решения суда. В данном случае, как добавила Татьяна Хаустова, на скорый результат Труфановым надеяться не стоит: подобные жилищные тяжбы длятся до полугода.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах