Примерное время чтения: 7 минут
88

Время и деньги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Томск 17/11/2011

Заканчивается год. Каким он был для клиентов и коллектива операционного офиса "Томский" ОАО "Промсвязьбанк"? Об итогах года, текущем моменте и специфике взаимоотношений банка с клиентами мы беседуем с региональным директором Андреем Сальниковым.

Запас прочности

- Андрей Викторович, как вы оцениваете положение, сложившееся сегодня на томском рынке банковских услуг? И готов ли Пром-

связьбанк к тем масштабным вызовам внешней финансовой среды, которые сегодня все чаще заявляют о себе по самым разным информационным каналам?

- Сегодня действительно много и достаточно обоснованно говорят об имеющих место предпосылках второй волны финансового кризиса. При этом главным симптомом ухудшения ситуации, например, в банковском секторе считается снижение ликвидности в банковской системе. Говоря простым языком, деньги, которыми банки готовы насыщать экономику, становятся менее доступными и более дорогими. Что, разумеется, сказывается на экономике в целом.

Это не значит, что, к примеру, кто-то в Промсвязьбанке берет и в один момент решает: "Меня не устраивает уровень ставок по нашим продуктам, с завтрашнего дня я их самовольно повышаю". Есть глобальный финансовый рынок, в который - нравится это кому-либо или нет - все мы прочно вписаны. На этом рынке есть ограниченный объем надежных и доступных денег, за который банки (которые не имеют возможности эти деньги печатать) вынуждены конкурировать. И сегодня - по разным причинам - существует угроза существенного сокращения этого объема.

Однако, несмотря на все это, сегодняшние возможности Промсвязьбанка по инвестированию средств в региональную экономику гораздо больше, нежели объем реальных сделок. Это свидетельствует об одном: потенциал развития у нас есть, более того, он постепенно реализуется. Может быть, и не теми темпами, какими нам бы хотелось, но это от нас практически не зависит - таковы общие условия.

Кроме того, на томском рынке существенно ужесточилась конкуренция между банками - у клиента сегодня зачастую присутствует сразу несколько сопоставимых по привлекательности предложений одновременно. То есть ликвидность в регионе есть, и банки активно борются за клиента. Однако не могу не отметить, что деньги уже подорожали и будут дорожать, то есть терять в доступности.

Могу утверждать, что Промсвязьбанк на этом фоне выглядит стабильно - в конце октября мы привлекли на Западе синдицированный кредит (выдается несколькими кредиторами одновременно в рамках единого кредитного соглашения. - Ред.) объемом 350 млн $ по минимальной ставке. При этом предложение западных партнеров оказалось в 1,5 раза выше ожидаемого. Поэтому позитивный потенциал и необходимый запас прочности у нас, безусловно, есть. По крайней мере, со стороны Пром-

связьбанка деньги в Томской области будут.

Тенденции-2011

- Какие направления деятельности Промсвязьбанка получили в этом году наибольшее развитие?

- Самое заметное, наверное, - это возвращение Промсвязьбанка к активным продажам розничных продуктов. Весной мы вновь вышли на рынок ипотечного кредитования, в течение года обновили линейку по потребительским кредитам, электронным картам и депозитам. Сегодня Промсвязьбанк максимально активно советует клиентам переводить обслуживание в дистанционные каналы, поэтому к любому нашему розничному продукту мы предлагаем интернет-банкинг (то есть появляется возможность осуществлять банковские операции через сеть Интернет. - Ред.).

Еще одна тенденция этого года - существенно активизировалась электронная коммерция. Банк активно развивает сотрудничество с QIWI, "Яндекс-деньгами" и другими компаниями, которые позволяют проводить безналичные расчеты за заказанные в интернете или по мобильной связи товары и услуги через электронные кошельки или счета.

Также мы отметили спрос клиентов на управление личными средствами с помощью брокерских услуг - запустили на нашем сайте сервис, который позволяет желающим при помощи специалистов Пром-

связьбанка проводить операции на рынке ценных бумаг.

Традиционно особое внимание оказывается сотрудникам предприятий: тех, что уже находятся у нас на зарплатном обслуживании, а также тех, кого считаем надежным работодателем. При этом мы всегда помним о тонкостях сотрудничества с руководителями и собственниками компаний как потенциальными VIP-клиента-

ми.

Корпоративный сегмент

- Без солидных финансовых вливаний невозможно представить будущее нашей экономики. Само название вашего банка говорит о том, что промышленность и связь для вас - важные точки приложения сил. Как дела на "корпоративном фронте"?

- Число корпоративных клиентов банка превышает 93 тысячи, они представляют такие отрасли, как связь и телекоммуникации, атомная, оборонная и пищевая промышленность, транспорт, электроэнергетика, авиация и машиностроение. В нашем регионе клиентами банка являются более 1500 предприятий и организаций. В первую очередь мы работаем с такими отраслями как машиностроение, оптовая торговля, приборостроение, металлургия, сельское хозяйство и связь. Объем вливаний в экономику региона за период с января по октябрь 2011 года составил более 1 млрд 200 млн руб.

На рынке факторинга Пром-

связьбанк активно работает почти десять лет, для нас это одно из ключевых направлений. Промсвязьбанк предоставляет весь комплекс услуг по внутреннему и международному факторингу, и, можно сказать, является "законодателем моды" в этом бизнесе в России: доля рынка Промсвязьбанка составляет более 20%.

В Томской области по объему кредитования мы уверенно входим в "пятерку" крупнейших банков, при этом доходность и качество нашего корпоративного портфеля не вызывают никаких сомнений. Сейчас Томский оперофис Промсвязьбанка заканчивает работу с проблемной задолженностью: в 2011 году нам удалось реструктурировать и окончательно вернуть около 800 млн рублей. А это очень неплохой показатель, позитивно сказывающийся на экономике банка и доходности кредитного портфеля.

Более того, сегодня у нас в разработке находится несколько крупных региональных инвестиционных проектов, и если нам удастся получить соответствующую поддержку региональной власти, то могу утверждать, что мы выйдем в лидеры региональной экономики. На следующий год нам также удалось нащупать ряд интересных проектов, в которые мы готовы зайти и переговоры по которым уже ведутся. Конкретику, по понятным причинам, не приведу, но в этом отношении у Томского офиса все благополучно.

Стратегия развития

- Следует ли банк уже выбранной стратегии или вы вносите в нее какие-то изменения, вызванные экономической ситуацией?

- Стратегия развития Промсвязьбанка принята некоторое время назад и последовательно реализуется. Тем не менее, я бы отметил одно из наших конкурентных преимуществ: мы знаем, кем мы хотим быть, какими мы хотим быть и через три года, и через пять лет. Сейчас, к примеру, идет поэтапная процедура трансформации филиалов в региональные офисы. Томский филиал уже прошел этот этап. Сразу хочу подчеркнуть, что это вполне естественный и позитивный процесс. Все крупнейшие банки, присутствующие в Томске, уже прошли по этому пути.

Суть процедуры - централизация процессов сопровождения: функции бэк-офиса (это прежде всего, документарное оформление и сопровождение сделок - Ред.) в максимальном объеме передаются сервисным филиалам, а на местах персонал сосредотачивается на работе с клиентами. В результате все полномочия остались у нас здесь, в Томске. В сервисный филиал (Новосибирский офис) перешло лишь то, что отвлекало наши ресурсы от прямой работы с клиентами. Уровень развития информационных технологий позволяет нам все "второстепенное" по отношению к непосредственно бизнесу оперативно и качественно обрабатывать дистанционно.

Кроме того, мы неуклонно следуем своей традиционной политике - очень гибко ведем себя в соответствии с внешними событиями, иногда пытаясь их предвосхитить. В этом есть свое безусловное преимущество - клиенты Промсвязьбанка быстрее других приходят в состояние новой реальности. Поэтому у них больше времени на выработку нужных решений и адаптацию. При этом внешне мы можем на какой-то небольшой отрезок времени незначительно терять в конкурентоспособности, но в итоге нам удается более оперативно снижать риски и защищать клиентов от разного рода неожиданностей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах