В процессе споров, каким должен быть учитель в современной школе, появился современный стандарт в образовании, где говорится о непрерывности и взаимодействии урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Преподаватель лицея N 7 Валентина Владимировна Осипенко уже давно воплотила эти требования в своей работе.
Лицей - очередной этап
- Как вы пришли к преподавательской деятельности?
- Во-первых, я училась в очень хорошей школе, у нас было необыкновенное уважение к учителю. А вообще мечтала стать профессиональным путешественником! Однако понимала, что необходимы знания - прежде всего исторические, чтобы интереснее было путешествовать. Но я человек общительный, мне нужна была компания, поэтому я десять лет работала на станции юных туристов. Но потом осознала, что частые отлучки могут пагубно сказаться на семье, и ушла в школу, где раньше проходила педагогическую практику. А затем пришла в лицей N 7, ведь здесь есть возможность все совмещать: учить детей истории и ходить с ними в походы.
- Каким, по-вашему, должен быть современный учитель?
- Это профессионал, способный непрерывно учиться, и человек, любящий детей, - вот качества, без которых нельзя запускать педагога в школу. Ведь работа учителя - не только до двух часов дня, она происходит постоянно: классные часы, вечера, походы в кино, на выставки, путешествия. Для ребенка школа - это этап, учитель должен проживать ее рядом. Не удержаться в школе те, кто пришел только ради длинного отпуска. Сейчас получить знания можно различными способами - курсы, Интернет, книги. Но в школе человек получает нечто большее.
Общаться постоянно
- А что происходит после "двух часов"?
- Согласно новому стандарту, на уроки должно я отводиться только 50-60% занятости ученика. А я всегда считала, что внеурочная, внешкольная и учебная деятельность взаимосвязаны и практикую это уже много лет. Одну и ту же проблему рассматривала через урок и через внеурочную деятельность - это классные часы, клубы по интересам, проектная деятельность, участие во всевозможных программах, быть успешным в которых невозможно, если ты не углубился в суть вопроса, летние походы. Взять хотя бы тему Великой Отечественной войны. В школе мало часов отводится на это, несмотря на то место, которое война занимает в нашей истории. Те ребята, который побывали в лагере в Керчи, жили на том кусочке суши, куда высаживался десант. С воздуха девочки 46-го отдельного полка ночных бомбардировщиков сбрасывали письма, продовольствие. Побывав в музее, выслушав экскурсию, сидя на голом паркете, мы составили из этого мини-спектакль, который показывали и перед ветеранами, и на городских конкурсах, и перед школьниками, и перед родителями. Или, например, о писателе Александре Грине в школьной программе мало информации. Но когда шестьдесят человек одновременно побывали в его музее в Феодосии, а потом еще прошел конкурс "Мисс Ассоль и мистер Грей" и каждый получил в подарок книгу "Алые паруса"... Все это очень многое дает ребенку.
Главное - терпимость
- Какие ценности вы стараетесь воспитать в своих учениках?
- Прежде всего толерантность. Это находит отражение и в наших поездках, ведь приходилось жить и с местными на Алтае, и с украинцами. Чувство патриотизма, чувство ответственности друг за друга, дружба, которая держится годами, - все это рождается в совместных делах.
Роль учителя в современной школе - это режиссер. Режиссер урока, внеклассного мероприятия, который при этом выполняет работу, не видимую на поверхности. Если это получается, значит, дети успешны. Вот что самое главное.
"Обвинению надо учиться работать "на присяжных"