Казалось бы, энергетики могут перевести дух. Пик отопительного сезона благополучно миновал. В отличие от других регионов, где из-за порыва сетей нынешней зимой замерзали целые кварталы многоквартирных домов, у нас, к счастью, обошлось без серьезных аварий. Это - один из показателей надежности томской энергосистемы.
Однако проблемы остаются. Одна из них стала уже притчей во языцех - это из года в год продолжающийся рост тарифов. Многие горожане считают, что за комфорт в своих жилищах платят непомерно много. Платежи для населения, действительно, в очередной раз подскочили вверх. Особенно с учетом аномальной погоды. Когда температура за окнами в зимние месяцы зашкаливала за минус 40, потребление тепла и света, естественно, возросло.
Но дело не только в этом, считает губернатор Виктор Кресс. На состоявшемся недавно Координационном совете он раскритиковал энергетиков за то, что те не работают над повышением энергоэффективности и сокращением внутренних издержек.
Никакой самодеятельности
Насколько оправдана эта критика? Можно ли пересмотреть нынешние тарифы в сторону уменьшения и тем самым разрядить напряженную обстановку в обществе?
- Поезд уже ушел, - считает депутат Госдумы области, заслуженный энергетик России Николай Вяткин. - Тарифы утверждаются один раз в году и, приобретя статус закона, должны выполняться. Кстати, они экономически обоснованные и установлены на уровне нижней отметки, которую утвердила Федеральная служба по тарифам. Таким образом, трудно упрекнуть Региональную энергетическую комиссию в какой-то местечковой самодеятельности в ущерб томичам.
Тем не менее, энергетикам с прибылью в 2 процента развиваться практически невозможно. Для этого нужно хотя бы 18 процентов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что капитальные ремонты сегодня находятся на самом низком уровне. Если, скажем, раньше менялось за сезон по десять километров теплосетей, то сейчас ремонтируется максимум два километра. Конечно, снизить тарифы можно, но это нанесет энергетике непоправимый урон.
Понятно, что при хроническом недофинансировании трудно добиться повышения энергоэффективности и снижения издержек на оборудовании, износ которого составляет 40-70 процентов. Тем не менее, в этом направлении много делается.
За примерами далеко ходить не надо. В 2009 году на ГРЭС-2 был введен в эксплуатацию энергоблок мощностью 50 мегаватт. Пуск новой турбины не только значительно повысил эффективность работы, но и увеличил надежность обеспечения потребителей теплом и светом. По экспертной министерской оценке, ГРЭС - одна из лучших в России со столь продолжительным сроком работы.
Но вернемся к тарифам. В интервью нашей газете в конце прошлого года председатель Региональной энергетической комиссии Анатолий Лукьянец отметил, что в связи с кризисными явлениями в экономике Федеральная служба по тарифам пошла на беспрецедентный шаг - "заморозила" на 2010 год в энергоснабжающих организациях фонд оплаты труда.
Кроме того, на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом были снижены операционные расходы, а также "обнулена" инвестиционная составляющая. По оценке экспертов, эти нововведения направлены на то, чтобы сдержать рост тарифов. Насколько реально выросли с нового года коммунальные платежи для населения?
В Томске тариф на электричество поднялся на 9,5, а на тепло на 11 процентов. Это - ниже инфляции и предельного значения платежей, установленного Федеральной службой по тарифам. Таким образом, томичи, квартиры которых оборудованы электроплитами, платят за киловатт/час электроэнергии по 138 копеек вместо 126 в прошлом году. Как видим, рост всего на 12 копеек.
Для тех, кто в городских населенных пунктах пользуется газовыми плитами, платеж увеличился по сравнению с минувшим годом на 17 копеек за киловатт. Депутат Госдумы области Николай Вяткин считает, что томичи находятся в более выгодном положении, чем соседи - тарифы у нас одни из самых низких в Сибирском федеральном округе. В Республике Алтай, например, население платит за киловатт/час почти в два раза больше - по 2 рубля 50 копеек.
Три копейки с собранного рубля
Теперь, для примера, заглянем на внутреннюю "кухню" другого предприятия томской энергетики - "Томской энергосбытовой компании". Сразу отметим, что гарантирующий поставщик электрической энергии не устанавливает тарифы на энергоресурсы. Тарифы устанавливает Региональная энергетическая комиссия по методике, спущенной Федеральной службой по тарифам.
- Наша задача купить электроэнергию у поставщиков на оптовом или розничном рынке, а затем продать ее населению по фиксированной цене, которую установил регулятор - Региональная энергетическая комиссия,- говорит генеральный директор ОАО "Томская энергосбытовая компания" Андрей Буздалкин. - Затем, собрав деньги с потребителей, рассчитываемся за купленную на рынке электроэнергию, оплачиваем услуги системного оператора, а также сетевым компаниям за транспортировку электричества.
То есть наша компания финансово обеспечивает все структуры, которые задействованы в этом процессе. Кстати, благодаря четко спланированной работе в 2009 году "Томской энергосбытовой компании" удалось снизить стоимость электроэнергии для конечных потребителей.
На что тратятся деньги
Из тех денег, которые получает компания, оплачиваются банковские и почтовые услуги, изготовление и рассылка уведомлений и счетов-квитанций, организация снятия показаний с приборов учета в многоквартирном жилом фонде и сбор денег с населения. Как видим, круг обязанностей сбытовиков достаточно широк.
Кроме того, "Томская энергосбытовая компания" тесно взаимодействует с центром льгот и субсидий. Это - огромный пласт работы: на территории Томска и области 30 процентов абонентов - льготники, со своими тревогами и вопросами. Заметим, что за эту работу компания не получает ни копейки.
Так что рассуждения о том, что сбытовики только выписывают бумажки и собирают деньги, беспочвенны. Томская энергосбытовая компания, обеспечивая ежедневную работу на оптовом рынке электроэнергии, мощности, а также сбор и прохождение денежных потоков, является важнейшим звеном Томской энергосистемы.
Так есть ли возможность снизить стоимость энергоресурсов?
Если на тарифы влиять сложно, то нужно снижать объем потребляемой электро-
энергии и тепла - активно заниматься энергосбережением. Причем не на словах, а на деле. И начинать нужно с установки приборов учета.
- В настоящее время в Томске 180 тысяч абонентов, 23 тысячи из которых вообще не имеют квартирных электросчетчиков, - говорит Николай Вяткин. - Эта категория населения рассчитывается за свет по нормативу, который на 30 процентов ниже стоимости реально потребляемой электроэнергии.
Кроме того, по оценкам специалистов, в городе подлежат замене примерно 120 тысяч приборов учета, класс точности которых не соответствует нормам. Таким образом, получается, что практически две трети абонентов недоплачивают за потребленную электроэнергию. В результате образовавшийся в тысячи киловатт/часов "небаланс" распределяется между теми, у кого есть приборы учета. То есть, крайними оказались законопослушные люди.
Естественно, они, получив к основному платежу прибавку в составе ОДН, возмущаются. Каким видится выход из этой непростой ситуации? Поскольку норматив установила областная власть, то ей, как говорится, и карты в руки: она должна разработать новый, который бы стимулировал установку жильцами квартирных электросчетчиков.
Пока же наблюдается прямо противоположное. Многие жильцы, ссылаясь на управляющие компании и на власть, умышленно выводят из строя приборы учета, так как платить по нормативу гораздо выгоднее. Впрочем, дни этой вакханалии уже сочтены.