Евгений Работкин - пожалуй, самый известный кутюрье Томска. 20 лет назад он начал шить для себя, хобби быстро переросло в профессию. Показ его первой авторской коллекции состоялся еще в 90-х.
За годы работы у Евгения изменилось отношение к жизни, к профессии. От авангарда он обращается к этнической теме. Созданная коллекция по мотивам кулайской культуры "Рыбы. Небо. Облака" принесла ему победу на конкурсе "Сибирский кутюрье", а позже первое место на Международной ассамблее моды в Москве.
На создание своей последней коллекции Евгений Работкин потратил... всего два часа. Под песни Натальи Нелюбовой этот необычный эксперимент рождался прямо на глазах у зрителя.
Мало открыть магазин одежды
- Последние годы в Томске открываются новые магазины, фирменные бутики. Но все бренды заграничные. А где наши местные кутюрье? Почему бы, например, не появиться магазину одежды, так сказать, с нашей сибирской изюминкой?
- Вы считаете, это необходимо? Правда? Я как раз сегодня об этом думал. Настало время, когда это возможно. Еще десять лет назад в наших магазинах была либо псевдо-Италия, хотя производилось все это здесь, либо повальный Китай. Помните эти вязаные китайские пальто, за которым все гонялись? Сейчас вспоминаешь, думаешь: какой кошмар. Но эти стадии мы должны были пройти.
У России своя история отношения к моде. Такими гигантскими шагами мы шли к пониманию вкуса и стиля! У нас в городе появились известные французские, немецкие, итальянские фирмы. Так что настало то время, когда должны появиться и местные бренды. Тут вопрос идеи. И эта идея должна быть уникальна. Ведь мало открыть магазин "Одежда от Светланы". Сегодня в Томске есть люди, которые развивают свои технологии, шьют авторские вещи. Часто они продают свои работы не у нас, а в других городах. Но год-два, и у нас ситуация изменится.
- А томичи, на ваш взгляд, стали лучше одеваться?
- Безусловно. Изменился город, изменились и люди. Конечно, есть такие персонажи, которые как ходили в китайских трико и кожаных кепках, так и будут. Это другая культура и другие принципы. Но в целом у томичей меняется отношение к себе, к своему здоровью, и уже потом к одежде. Кстати, много внимания себе стали уделять и мужчины.
Ученики - это мое продолжение
- Кажется, любой дизайнер одежды из провинции мечтает о Франции, о мировых показах, о собственной торговой марке.
- Десять лет назад работать в Париже было и для меня пределом мечтаний. Но мечты и цели - вещи разные. Мало кто себе представляет, какой это уровень ответственности - творить в Париже. И какой мощи должна быть фигура, которая создаст вокруг себя то пространство, где не только рождается мода, но и создаются условия для ее продвижения. Ведь любой бренд - это, прежде всего, коммерция. Но в основе этого лежит все равно творчество. Никому не будет интересно покупать скучные, серые вещи, если в них нет какой-то изюминки. Сейчас я понимаю, что не важно, где ты работаешь, главное найти правильное применение своим возможностям, опыту и таланту. Сегодня у меня такой период, когда есть интересные идеи и я готов их воплощать.
- Одно из таких выражений себя стало преподавание?
- Да, я преподаю в художественной школе "дизайн костюма". Сначала я относился к этому по-другому. Просто нужно было поделиться накопленным опытом. Сегодня, когда мои ученики начинают свой бизнес, участвуют в конкурсах, создают свои интересные коллекции - это продолжение моего труда.
Благодаря Васильеву я расправил крылья
- Но вы и сами не так давно тоже пошли в ученики, причем к весьма известному мастеру...
- Да. Мне посчастливилось пройти стажировку у знаменитого историка моды, модельера, сценографа Александра Васильева. Я посещал его лекции в Новосибирске, он тогда как раз работал над костюмами для "Баядерки" Новосибирского театра оперы и балета. И я набрался смелости, подошел к нему и напросился понаблюдать за работой. Он согласился. И три месяца я был свидетелем того, как созидает мастер. Это удивительно.
Работу подмастерья я воспринимал как счастье. Общение с Васильевым стало серьезной школой и дало мощный заряд.
Главное, что он мне сказал: "Выпрямись". Я правда часто сутулюсь, но этот совет я воспринял не только в физическом, но и психологическом плане. И действительно расправил крылья.
- А одежда может изменить человека?
- Может, если, изменяя образ, ты раскрываешь этого человека. Ведь можно создать имидж, а человек останется прежним. И уже через пять минут общения этот имидж рассыплется в пух и прах.
- Сейчас вы часто шьете по индивидуальному заказу?
- Нет, очень редко. Мне это не интересно. Я рисую, пою, преподаю, нравится создавать шоу-программы. С некоторых пор люблю живое, творческое искусство. Оно дает простор для импровизации. Так появилась коллекция "12 марта". Это была музыкальная и дизайнерская импровизация. У меня было 20 метров ткани, 4 манекенщицы, ножницы и булавки. За два часа концерта родилась очень интересная коллекция. Это стало продолжением известного в Томске проекта "Самана Кукун".
Сначала я с недоверием отнесся к предложению одной из создательниц проекта Марьи Сергеевны Кухты использовать в своих работах мотивы кулайской культуры, цивилизации, существовавшей на территории нашей области несколько тысяч лет назад. Я был очень далек от этого, долго проникался этой музыкой, ходил на концерты Натальи Нелюбовой. Оказалось, погружение в кулайскую культуру не проходит бесследно.
Этот проект очень изменил меня. В итоге родилась коллекция "Рыбы. Небо. Облака", которая победила на конкурсе "Сибирский кутюрье", а весной прошлого года на Московской международной ассамблее моды в номинации "Традиции в современном костюме".