Помнится, в моем классе был мальчишка, который сбегал с уроков и даже поджигал школьный журнал из-за оценок. Наверное, таких задиристых и непослушных одноклассников может вспомнить каждый.
К чему этот экскурс в школьное прошлое? Вместе со специалистами по делам несовершеннолетних мы едем в село Александровское Томского района в спецшколу-интернат открытого типа для детей, которые не могут адаптироваться в обычной школе. Увы, есть масштабные программы по укреплению семьи и улучшению демографии, а есть и обратная сторона медали: множество детей предоставлены сами себе, и помочь их исправлению могут только специальные школы.
Любят приврать и сбегают
Делегацию (все женщины) встречает социальный педагог Елена Лось. Это не инспекторская проверка, это - возможность обменяться информацией, опытом.
Старое, еще советских построек, здание учебного корпуса. В коридорах шум и гам - перемена. Обычная школа. Только учатся здесь шестьдесят пять мальчишек, все как один в защитной форме с надписью "курсант". В столовой кое-кто еще дожевывает свой завтрак, в воздухе витает аромат апельсинов. Звонок на урок. Тишина. В кабинете русского языка 8 "а" класса - всего шесть учеников. В следующем кабинете шестой класс из восьми человек пишет диктант. За первой партой сидит темноволосый мальчишка в его тетради виднеются оценки 4/5. Он краснеет от расспросов комиссии - трудно поверить, что еще вчера этот "скромняга" мог совершить какое-то правонарушение.
- Я перешла сюда из обычной школы из села Молодежного. Мне с самого начала было интересно работать с такими подростками, - говорит социальный педагог Елена Николаевна. Она не просто помнит по имени своих учеников, но знает о семейной ситуации, проблемах каждого. Елена Николаевна не оправдывает их поступки или поведение, а просто пытается понять и помочь. Не осуждая детей, она рассказывает о том, что многие из них любят приврать, часто сбегают: "Бродяжничество в них уже заложено", - так социальный педагог определяет их поведение. - Многих детей приходится нам с директором лично забирать из дома после каникул. Родители, например, отправляют ребенка одного, посадят на автобус, а он до школы не доезжает - сбежал".
Директор Александровской школы, а по совместительству учитель физики - Александр Гарейша даже статистику приводит - порядка 60 % детей сбегают и бродяжничают, особенно в первую четверть после каникул.
Бывало, "шерстили" карманы
В кабинете информатики двое мальчишек играют в компьютерные игры. "Они выполнили всю работу. Это для них поощрение", - объясняет учитель.
Старенькие обои, выкрашенный пол, наверное, видно, что здесь давно не делали капитального ремонта. Но гораздо важнее атмосфера: кругом цветы, которые, кстати, часто ломают сами воспитанники, стенды с информацией, на первом и втором этажах стоят теннисные столы для игры в свободное время.
После уроков мальчишки разбредаются по разным кружкам, из одиннадцати осталось всего пять: столярно-слесарное мастерство, музыкальный, спортивный, шахматы и военное дело.
- Раньше еще и мягкая игрушка была, и мальчишки, на удивление, с удовольствием шили. Ну и сейчас они у нас выполняют различные поделки и даже на конкурсах места занимают, - рассказывает воспитатель.
Провожая нас в соседний спальный корпус, учитель рассказывает, что раньше их ученики запросто могли "прошерстить" по учительским карманам. Теперь такого практически не происходит, потому что была история - старшеклассники поймали воришку из своих и отдали деньги учителю. Стараются сами следить за внутренним порядком.
Хороший отзыв - бальзам на душу
Спальный корпус - все те же старенькие обои в цветочек, но комнаты чистые, в каждой по шесть человек, кровати новые, постели "гладко" заправлены. Порядок поддерживают сами: и полы моют и пыль вытирают - все по дежурству. В каждой группе есть телевизор. Специфика работы с такими "трудными" мальчишками в том, что их нельзя оставлять одних, поэтому помимо учителей и воспитателей, есть еще и ночные воспитатели. Их работа начинается с девяти часов вечера, и до семи утра они охраняют "сонное царство".
В заснеженном дворе расчищена спортивная площадка, видно, что здесь занимаются. Провожая комиссию до машины, директор Александр Федорович, вопреки обыкновению, не жалуется на плохое финансирование - оно как у всех, на питание хватает... "Я здесь уже около семнадцати лет работаю, девяностые годы пережили". А вот о своих воспитанниках рассказывает с удовольствием.
- Ребята в основном после школы кончают ПТУ, получают специальность, работают, и мы радуемся. Даже вот был у меня тут такой самый запущенный, и тот на монтера выучился, при деле. Так радуешься, когда воспитанник остепенился, повзрослел, а если еще и хороший отзыв пришел, то тогда понимаешь, что труды твои не напрасны...
На обратной дороге женщины обмениваются впечатлениями, сетуют на свой нелегкий труд - приходится и в выходные в неблагополучные семьи наведываться. Но сходятся во мнении: пусть это бесконтрольные, совершающие правонарушения и даже преступления подростки, для них они - обычные дети, к которым ежедневно приходится искать свой подход.