Примерное время чтения: 6 минут
105

Векторы модернизации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты - Томск 29/08/2012

Модернизация образования стала главной темой нынешней августовской конференции работников образования Томской области. В первый день она проходила в областной администрации, во второй продолжилась фестивалем педагогических идей и инновационных разработок на секциях в четвертой школе Томска.

Приоритет новым стандартам

Открыл конференцию исполняющий обязанности заместителя губернатора по науч-

но-технической и инновационной политике и образованию Алексей Пушкаренко. Он отметил значимость федерального проекта модернизации, на который государство за три года, начиная с прошлого, направляет около 120 миллиардов рублей. В нашей области в 2011 году на реализацию проекта было выделено 174 миллиона рублей, а нынче уже 498 миллионов.

Первоочередное внимание, подчеркнул Пушкаренко, должно быть отдано новым федеральным образовательным стандартам в начальной школе, которые начали действовать с прошлого года. Чтобы реализовывать новые стандарты, современным требованиям должны соответствовать и школы. Поэтому в 2012 году на их ремонт из областного и муниципальных бюджетов направлено более 580 миллионов рублей. 150 миллионов потрачено на приобретение нового школьного оборудования и свыше 80 миллионов на компьютеризацию.

- Серьезные шаги сделали власти для повышения социального статуса учителя, - сказал Алексей Пушкаренко. - За июль 2012 года средняя заработная плата учителей в Томской области составила 22 388 рублей, что на 22 процента выше, чем год назад. Также реализуются меры по социальной поддержке учителей и привлечению в отрасль молодых специалистов. С этого года в регионе начала работать программа по улучшению жилищных условий для врачей и учителей, на которую ежегодно планируется выделять не менее 100 миллионов рублей. Но раз вводятся новые стандарты, новые требования к ученикам, то должны быть повышены и требования к учителю. В этой связи принята новая модель аттестации педагогических кадров, которую уже прошли 20 процентов учителей. Будет введена и новая практика - учителя должны будут сами сдать ЕГЭ, чтобы понять, насколько правильно они готовят к этому экзамену выпускников. Сначала это правило коснется молодых педагогов, которые придут в школы. В то же время будет развиваться и система стимулов повышения квалификации педагогов с помощью стипендий, грантов, поощрений победителей конкурсов.

Первоочередная тема

Затем к участникам конференции обратилась председатель Законодательной Думы Томской области Оксана

Козловская. Она сообщила, что за первые семь месяцев работы Думы нового созыва почти 15 процентов от всех принятых законов касались именно сферы образования. Причем по-прежнему для депутатов первоочередной является тема повышение заработной платы учителей, которая в нашей области растет самыми высокими темпами, причем не только в сравнении с другими отраслями бюджетной сферы, но и внебюджетной. Этот год не исключение. В начале его в областном бюджете было заложено 5,6 миллиарда рублей на образование. Затем губернатор вносил - и депутаты одобряли - поправки, увеличивающие этот бюджет на 470 миллионов.

Леонид Глок, председатель комитета по образованию, науке и культуре Законодательной Думы Томской области, сообщил участникам конференции, что в рамках новых стандартов на внеурочную деятельность в школах из бюджета области ежегодно предстоит выделять около 150 миллионов рублей. Но дело не только в деньгах. При увеличении учащихся до 130 тысяч к 2020 году - таков прогноз - надо добавить примерно 4-5 тысяч учителей к имеющимся 8 тысячам. Понадобятся и новые школы (только в Томске от 10 до 15). Необходим серьезный анализ ситуации, поэтому депутаты решили провести на этот счет парламентские слушания.

"Знаковый пример модернизации"

Начальник областного департамента общего образования Александр Щипков, выступая перед педагогами области, обозначил приоритеты развития сферы образования. Это, безусловно, переход к федеральным государственным образовательным стандартам, развитие системы работы с одаренными и талантливыми детьми, инклюзивного и дистанционного образования. Различными формами дистанционного обучения в этом году должно быть охвачено не менее 35 % школ и гимназий. Большие ресурсы будут направлены на изменение школьной инфраструктуры, обновление школ. В этом году ремонтные и строительные работы прошли в 32 образовательных учреждениях региона. К концу года завершится масштабный капитальный ремонт в первой гимназии города Томска, которая будет оснащена самым современным оборудованием и станет, по сути, знаковым примером модернизации.

- Мы рассчитываем, - сказал Александр Щипков, - что гимназия станет первой школой в регионе, где цифровые возможности будут реализованы в полной мере. В каждом кабинете можно будет выйти в Интернет, на смену бумажным журналам придут электронные. Классы будут оборудованы интерактивными досками с доступом к образовательной информации, а ученики получат индивидуальные электронные карты, которые будут фиксировать появление ученика в школе и его расходы в столовой. В дальнейшем планируется заменить учебники планшетными компьютерами. В гимназии будут обучаться около 1,2 тысячи учеников и работать 80 педагогов.

"Школа не должна быть бедной"

Пионерными в Сибири, да, наверное, и в большей части страны, станут томские методические программы для обучения в школах детей-мигрантов. В прошлом учебном году программа по обучению русскому языку детей-мигрантов уже действовала в областном центре. Этот опыт проанализирован и с нового учебного года программу запустят во всех школах области. А методические пособия будут доступны в Интернете.

Вслед за руководителем областного департамента образования о механизмах модернизации системы образования говорили его коллеги из муниципалитетов. В Томске, как рассказала Ольга Васильева, модернизация идет под девизом: "Российская школа не должна быть бедной". На первый план выходит обеспечение современных условий учебного процесса. Все капитальные ремонты в школах, по сути, обеспечивают их второе рождение. В Томском сельском районе масштабы, конечно, скромнее, но, как рассказал начальник районного управления Сергей Ефимов, выход нашли в том, чтобы участвовать в софинансировании школьных программ, объединении малокомплектных школ, распределении средств в зависимости от "точек роста" - инициатив и инноваций.

Людмила Долгова, директор школы "Эврика-развитие", рассказала участникам конференции о проекте "Школа Сколково в Томске" как прототипе школы будущего. Опытом инновационного развития поделились Марина Горбунова, директор Новоколоминской малокомплектной школы Чаинского района, и Ольга Адаменко, учитель физики Кожевниковской школы N 1 . Чаинцы постоянно участвуют и побеждают в конкурсе школ, внедряющих инновационные программы, а кожевниковцы создали в школе настоящее предприятие, позволяющее детям развивать компетенции и зарабатывать реальные деньги.

На конференции также выступили Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Людмила Эфтимович, ректор Томского государственного педагогического университета Валерий Обухов и Николай Глушко, председатель Томского территориального отделения профсоюза работников народного образования и науки. Затем состоялось награждение учителей и руководителей школ государственными и отраслевыми наградами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах