Куда идут деньги, собранные с жильцов управляющими компаниями? Кто должен контролировать финансовую деятельность УК? Эти вопросы ставят авторы писем в нашу газету - Екатерина Жадовская и Алексей Тарасенко. Они живут в домах, обслуживаемых компанией "ЖилФонд"(на снимке), однако считают: проблема касается всех обитателей городских многоэтажек.
"От приписок не жарко никому"
Оба автора уже на пенсии, но активно занимаются общественной деятельностью: Екатерина Александровна является председателем органа общественного самоуправления четвертого микрорайона "Весна", а Алексей Антонович - старший по дому N85 на ул. Мичурина. По роду своей деятельности они чаще соседей контактируют с управляющей компанией и потому глубже, вдумчивее смотрят на процессы, происходящие сегодня в коммунальной сфере.
Самая актуальная проблема, по их мнению, как раз та, о которой они написали в редакцию. "По Жилищному кодексу УК обязаны отчитываться перед населением: какие работы выполнены за прошедший год, как расходуются средства, собранные на содержание жилья. 19 марта мы провели собрание жителей домов, где директор "ЖилФонда" З.Ю. Дедюрина со своим коллективом давала пояснения к отчету за 2006 год, который предварительно повесили у входных дверей подъездов. По моей просьбе также предоставили отчеты на дома нашего микрорайона с актами приемки наиболее дорогостоящих работ. Собрание признало работу УК неудовлетворительной", - пишет Екатерина Жадовская. И дальше объясняет, почему.
Во-первых, жилищники, по ее мнению, завышают стоимость выполненных работ: "Нам представили смету на косметический ремонт подъездов. Ремонт одного подъезда в пятиэтажке обошелся в 50 тысяч рублей, причем сюда не вошли ремонт тамбура и подвала. Зато накладные расходы составили 80%, сметная прибыль - 50%. НДС тоже заложен в смету". Как следствие, из-за искусственно раздутых смет растут долги населения перед УК: "Этот долг-удавка создается для того, чтобы жильцы не смогли сменить управляющую компанию". А самое главное, по мнению Жадовской, "у населения нет возможности осуществлять контроль за расходованием средств, собранных за ЖКУ при подомовом учете. Но даже если уличили компанию в приписках, кому от этого жарко стало? В городе нет ни одной службы, контролирующей профессионально деятельность УК. Прокуратура, ОБЭП открещиваются, говорят, что мы сами их выбирали".
Алексей Тарасенко пишет, в общем-то, о том же: жилищники завышают стоимость ремонта в 10 раз, за счет чего не остается денег на другие необходимые работы. Заканчивается его письмо очень эмоционально: "Идет неравная борьба, в которой, конечно же, побеждают поддерживаемые чиновниками монстры ЖКХ. Брошенные на произвол судьбы жители часто обращаются с коллективными жалобами во все инстанции, но поддержки не получают. Вот и вынуждены жители НЕ обслуживаемых домов подавать сигналы SOS через СМИ в надежде, что услышат стон своих избирателей депутаты, обещавшие отстаивать их права".
Найдите грамотного сметчика
Письма читателей с прось-бой прокомментировать мы показали начальнику Государственной жилищной инспекции Томской области Анатолию Бочарову. Анатолий Владимирович признал, что в Томске действительно нет специальной структуры, контролирующей финансовую деятельность управляющих компаний. Но это не значит, что жильцы брошены на произвол судьбы. Просто функции контроля разбросаны по разным службам и ведомствам, о которых людям необходимо знать:
- Работа по проверке финансовой деятельности управляющих компаний состоит из двух частей. Первая касается правильности составления смет. Вторая - тех объемов работы, которые были заложены в смете и выполнены фактически, - объяснил начальник жилищной инспекции. - Проверить, сколько метров обслуживающая организация покрасила на самом деле, жильцы в состоянии. Тут не нужно быть специалистами. Главное, чтобы в доме нашелся мужчина, который с помощью рулетки определил бы объем работ. В принципе и мы, инспектора, можем прийти и плечо свое подставить, а потом, если найдем нарушения, заставить их устранить. Но вот что касается проверки смет - это специализированная работа, которую мы не имеем права выполнять. Контроль такого рода осуществляет только организация, имеющая лицензию на проведение проектно-сметных работ. Именно туда нужно обращаться сомневающимся жильцам.
Таких организаций, по словам Анатолия Бочарова, в Томске немало - как государственных, так и частных. Найти их можно по рекламным объявлениям. Главное, чтобы жильцов устраивала цена (ведь услуга платная) и обязательно была лицензия на этот вид деятельности. В качестве примера можно привести федеральную структуру - Томский центр ценообразования в строительстве (Тел. 40-52-51). Анализ одной сметы здесь стоит около 1000 рублей - сумма, которую многоэтажный дом вполне потянет. Если экспертиза подтвердит, что жилищники завысили стоимость работ, можно вернуть переплаченные деньги через суд и отказаться от услуг управляющей компании.
"Накрутки - не наша прихоть"
Кроме жилищной инспекции, мы отправили письма читателей в саму управляющую компанию "ЖилФонд" и попросили генерального директора "ЖилФонда" Зулейху Дедюрину объяснить, почему в смету включаются накладные расходы, НДС и так далее?
- Это не наша прихоть. Постановлением Госстроя от 5 марта 2004 года введена Методика определения стоимости строительства продукции на территории РФ, в которой говорится, что стоимость работ включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль. Нормативы накладных расходов и сметной прибыли тоже прописаны постановлением Госстроя. А НДС всегда накручивается на все виды работы, это тоже не мы придумали, - ответила Зулейха Юсуповна.
Расценки на работу тоже не берутся с потолка, говорит директор "ЖилФонда". Существуют так называемые территориальные единичные расценки на строительные работы (ТЕРры), которые принимаются в областной администрации. При составлении сметы жилищники умножают эти расценки на объем выполненных работ и получают сумму, выставляемую к оплате.
- В своих сметах мы уверены, - сказала Зулейха Дедюрина. - Но тем не менее после обращения жильцов отправили документы в Томский центр ценообразования в строительстве. С результатами проверки мы обязательно ознакомим Екатерину Жадовскую и Алексея Тарасенко.
Приписки, по мнению директора УК, возможны только в объемах работ. Но у жителей есть возможность эти объемы перепроверить: акты приемки всегда подписывают старшие по дому и подъезду.
- Я много раз уже объясняла жильцам: мы - заказчики, нам самим неинтересно платить лишние деньги подрядчику. Подписал жилец акт выполненных работ - я плачу подрядчикам, не подписал - все, никакой оплаты не будет, - говорит Дедюрина.
Но люди, как видим, с недоверием относятся к словам "монстров ЖКХ" (как назвал их А. Тарасенко). Почему? Да потому, что "коммуналка" в целом как была, так и остается "черной дырой": деньги в нее попадают, а потом куда-то исчезают. Станет ли эта сфера когда-нибудь прозрачной? Вполне возможно, если чаще будут применяться механизмы контроля, о которых сказано выше.
Где проверить смету?
Томский центр ценообразования в строительстве: тел. 40-52-51. Также можно обратиться в любую организацию, имеющую лицензию на проведение проектно-сметных работ.