В почте "АиФ-Томск" всегда много жалоб на "коммуналку". Но в последнее время изменился характер обращений: если раньше люди были недовольны качеством услуг, то теперь появилась новая проблема - частая смена управляющих компаний. Сначала жильцам навязывают одну УК, потом передают второй, в итоге та становится банкротом, и снова нужно выбирать. Вот только кого?
УК выстроят в рейтинг
- Действительно, на сегодняшний день такая проблема есть, - согласился начальник Государственной жилищной инспекции Томской области Анатолий Бочаров. - Данная сфера предоставления услуг государством не лицензируется, - естественно, на рынок приходят разные управляющие компании. Есть добросовестные, которые уже давно и хорошо работают. Есть однодневки, которые наобещают золотые горы, а через год, когда соберут средства, пропадают. И в судебном порядке взыскать с них практически ничего невозможно. По крайней мере, я таких прецедентов не знаю.
Поэтому власть решила помочь жителям Томской области в выборе жилищных организаций. Принято решение о том, что в каждом муниципальном образовании в ближайшее время будет введена добровольная аккредитация для управляющих компаний (точнее, "добровольно-принудительная", потому как не прошедшим эту процедуру работать в дальнейшем на рынке ЖКХ будет достаточно проблематично). В настоящее время в каждом муниципальном образовании разрабатываются критерии оценки. Они будут примерно такие: срок работы в этой сфере, количество жалоб, финансовое состояние компании, стоимость содержания квадратного метра жилья, объем проделанной работы, качество планирования и так далее. Списки всех УК, прошедших аккредитацию, планируется публиковать в СМИ.
- Ну а мы, как контролирующая структура, будем параллельно вести свою работу. На основании плановых проверок мы решили составлять и раз в полгода публиковать рейтинги эффективно и неэффективно работающих управляющих компаний, - продолжает Анатолий Бочаров. - Даже прохождение компанией добровольной аккредитации не станет для нас поводом ее хвалить. Ведь мы будем анализировать в целом деятельность компании, обращать внимание на малейшие нюансы. Например, эффективно ли использовались деньги, собранные с населения, нет ли приписок в отчетах и так далее. И каждый раз будем подводить компанию к устранению этих недостатков.
ЖЭУ - "антилидеры"
Первый такой рейтинг, по словам Анатолия Владимировича, появится по итогам первого полугодия 2007 года. Однако кое-какую информацию жилищная инспекция может предоставить жителям Томска уже сейчас. Это список организаций, с оценкой "плюс" или "минус", с которыми инспекции приходилось работать в прошлом году по жалобам населения. От будущего рейтинга перечень отличается тем, что в его основу легли не объективные плановые проверки, а "тревожные звонки" граждан и выписанные по их результатам предписания и штрафы.
Пока в этом списке больше компаний со знаком "минус":
УМП "УК "Жилремэксплуатация" Кировского района, ГУМП "Жилремэксплуатация", УМП "Жилремэксплуатация" Советского района, УМП "УК "ПЖРЭТ" Ленинского района, МУЖЭП-4 (Октябрьский район), ООО "Управа" (Октябрьский район), ООО "Жилстройсервис".
Всего две с положительной оценкой: ООО "Академическое", ГУП "ЖКУ ТНЦ СО РАН". Уже по этому списку можно сделать вывод о том, что больше всего претензий - к муниципальным конторам.
- У них масса названий: МУЖЭП, МУП, УМП, ГУМП и так далее, но суть одна - муниципальная форма собственности. Их работа является по большей части неэффективной, - считает Анатолий Бочаров. - У частных структур есть желание что-то изменить, и они с населением работу ведут совсем иную. Единственный нюанс: у них отсутствует опыт и знание нормативно-правовой базы. И когда мы проверяем их, указываем на это, как правило, находим понимание.
Таким образом, в жилищной инспекции рекомендуют: делая выбор, смотрите, прошла ли УК добровольную аккредитацию и какую позицию она занимает в рейтинге эффективно работающих компаний. Как же не ошибиться сейчас, когда рейтингов нет? Конечно, узнать срок работы на рынке ЖКХ - еще не проблема. А вот в финансовом состоянии самостоятельно не разобраться, да никто и не даст потребителям таких сведений. Поэтому можно посоветовать только одно: спрашивайте о компании у тех, кого она уже обслуживает. Информация, может, и будет субъективной, но, во всяком случае, не лишней.