Ну вот наконец долгожданное тепло! Однако не всех обильная капель радует. Синоптики и МЧС давно бьют тревогу относительно предстоящего паводка.
Впрочем, не нужно быть большим специалистом, чтобы догадаться, что нынешней весной особенно нелегко придется тем, чье жилье попадает в зону затопления.
Как рассказал начальник управления по г. Томску ГУ МЧС России по Томской области Сергей Козлов, таких зон в этом году ожидается как минимум четыре. Это так называемая "большая зона затопления", которая начинается от устья р. Ушайки, идет по проспекту Ленина до ул. Розы Люксембург, оттуда - до пер. Сакко и охватывает весь район Черемошников вплоть до Большой Каштачной горы. В этой зоне находится 23 экономических объекта, 11 лечебных учреждений, 12 - образовательных и два объекта сферы культуры. Кроме того, здесь есть производственные предприятия и две крупные подстанции - Западная и Правобережная.
Кроме того, существуют локальные участки подтопления. Самое крупное из них - от коммунального моста до устья Ушайки. Сюда входят все строения Московского тракта, пивзавод, а также по одному объекту здравоохранения и образования. Еще два участка - это городские низменности вдоль русла Ушайки - к примеру, поселки Восточный и Степановка. Всего под угрозу паводка попадает около 32 тысяч человек, проживающих в зонах затопления.
По словам Сергея Козлова, все предприятия готовят свой план на случай подтопления и согласовывают его с МЧС. Сложнее обстоят дела с населением.
В этом году, по прогнозам специалистов центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ГУ ГОЧС, вода в реке Томь после вскрытия (а это произойдет около 17 апреля), превысит критический уровень. Жители "зон подтопления", конечно, знают, чего им опасаться. Ведь все это - население частного сектора, а им не привыкать к воде в подвалах своих домов.
Своими глазами
Однако в этом году дела обстоят гораздо хуже. Даже синоптики не помнят такого количества осадков. Ольга Рыбакова живет в частном доме на улице Эуштинской. Семья переехала сюда около 15 лет назад.
- Мы совершили ошибку в том, что решили сделать в подвальном этаже жилое помещение. Впрочем, в первые годы почему-то подтоплений у нас не было. А потом началось... Мы к этому уже давно привыкли - у нас дома имеется насос, с помощью которого откачиваем воду, когда тает снег и когда идут дожди.
Ольга Рыбакова рассказывает, что такая же ситуация и у соседей по улице, но в основном люди используют подвальные и полуподвальные помещения по назначению - хранят в них овощи и другие продукты. Хорошие хозяева готовятся к половодью заранее - поднимают продукты, готовят насосы или ведра.
- Вообще, спасаются те, кто может приложить к этому усилия. Никогда никакие службы нам помощи не оказывали, - продолжает Ольга Рыбакова. - Это как раз тот случай, когда спасение утопающих становится делом рук самих утопающих. Наш Московский тракт, особенно те улицы, которые отстоят от основной дороги и находятся вдали от каких-либо учреждений, - это вообще какой-то депрессивный район. Здесь почти не чистят снег зимой, не вывозят мусор. Мы привыкли справляться сами со своими проблемами, но в этом году, честно говоря, боимся.
Здесь, на Эуштинской, по словам жителей, есть даже ливневая канализация. Но она пришла в негодность уже давно. Вода по ней доходит до колодцев, из которых должна уходить в централизованные системы, но они тоже неисправны, а посему вода, которая собирается в колодцах, уходит под их дома.
Их ждет потоп
Тамара Никифорова тоже живет в начале Эуштинской. В ее доме есть полуподвальная комната.
- Вода туда не поднимается, но в наших подвалах всегда стоит сантиметров на десять, а комната из-за этого становится сырой и непригодной для жилья.
Впрочем, по сравнению с районом Черемошников, жителям предыдущего микрорайона грех жаловаться. У них и дорожки худо-бедно чистят, и мусор периодически вывозят. Как минимум с основных улиц. А про участок, застроенный деревянными двухэтажками - от улицы Большой Подгорной до Каштачной горы, похоже, забыли все службы. Однако Сергей Козлов уверяет: жители и сами делают все для того, чтобы затруднить работу служб. К примеру, вываливают мусор в сточные канавы и ливневые канализации, окончательно преграждая сток тающего снега. Местные жители не затрудняют себя откидыванием снега от домов, расчисткой канализаций, отчего потом сами и страдают.
Молодая семья Куклиных - Олеся и Александр, снимают квартиру на пер. Урожайном. На собственное жилье пока не заработали.
- Из-за того, что здесь дома общие, никто не хочет этим заниматься. Мол, почему это именно я должен кидать снег, а другие дома сидят, - рассказывает Олеся. - Мы своим соседям предлагали выйти на субботник, почистить снег, убрать мусор, откопать сточную канаву... Но отклика не нашли. Нам-то, конечно, без разницы, мы здесь долго жить не будем, а вот каково остальным?
То, что мы увидели на Черемошниках, соответствует рассказам коммунальщиков: жители, не мудрствуя лукаво, вываливают отходы в ближайшую к дому канаву. Мусорные контейнеры здесь есть. Но они переполнены, а это уже, видимо, проблема специальных служб.
Если все это в ближайшее время не будет убрано и раскопано, то жителей этих домов в ближайшем будущем ожидает настоящий потоп.