Как-то незаметно в обществе спало напряжение по поводу наркомании, в разы уменьшилось число публикаций в печати и телевизионных передач на эту тему. Может, на самом деле наркомания отступает? Мысли на эту тему улетучились, как только я открыл дверь поликлиники областного наркологического диспансера. Полный коридор народа - взрослые и молодые, родители с детьми. Проходя между ними, кажется, физически чувствую тревожную напряженность, беду...
"К счастью, здравый смысл победил"
Рассказываю о своих ощущениях главному врачу диспансера Елене Михайловне Редченковой. Она пододвигает ближе ко мне несколько графиков - проценты больных наркоманией по Томску, области, в сравнении с данными по стране, проценты тех, кто только замечен в потреблении наркотиков, но страшного диагноза пока не имеет. Раскладка по годам за последние тринадцать лет. Сразу бросаются в глаза высоченные на общем фоне пики 1997 года.
- В том году, - говорит Елена Михайловна, - мы занимали первое место в России по выявлению наркоманов. Выявляли, как правило, через милицию, некоторые приходили сами. Получалось, что мы, томичи, хуже всех, и власти, медикам, обществу предстояло, кроме врачебных, организационных задач, решить психологическую проблему: страшно нам показаться хуже всех в стране или страшно оказаться в обществе, переполненном наркотиками и наркоманами. Тем более что появился ВИЧ - СПИД, более чем в девяноста процентах случаев связанный с внутривенным употреблением наркотиков. То есть здесь была и политическая составляющая, и, к счастью, здравый смысл возобладал. Хотя это не просто было. Например, один человек, занимавший весьма высокий пост, сказал мне тогда о наркоманах: "Зачем они нужны, расстрелять бы их всех". Я ему ответила, что в истории был период и было государство с символом свастики, где психически больных расстреливали вместе с врачами. И еще посоветовала, чтобы он свою мысль озвучил в аудитории родителей, чьи дети больны наркоманией...
- Теперь о том, что сегодня имеем. На первое января на учете в диспансере 5109 больных наркоманией, на профилактическом наблюдении 1467 - это те, у кого хотя бы единожды установлен факт употребления наркотика. Доля женщин, состоящих на учете с наркоманией -13,9 процента. В 2006 году по сравнению с 2003 заболеваемость наркоманией уменьшилась в 1,9 раза, распространенность - то есть те, кто стоит на учете из расчета на 10 тысяч населения - сократилась на 22,4%. Детско-подростковая заболеваемость наркоманией за это же время тоже уменьшилась. В 2003 году было 1,2 случая на десять тысяч населения, в 2006-м - 0,1.
- Но по вашему лицу я вижу, что бить в победные барабаны и трубить в трубы по крайней мере неуместно...
- В прошлом году выявлено потребителей наркотиков на десять тысяч населения, по сравнению с 2003 годом, в пять с половиной раз больше. Среди детей и подростков - в 1,7 раза. Я связываю это в первую очередь с тем, что в последние три года в стране и области была создана структура наркоконтроля. Мощная, хорошо оснащенная аппаратурой и квалифицированными специалистами. Печально только то, что она создана очень поздно, она была необходима в 1993-94 годах, когда начиналась эпидемия наркомании, когда рухнули границы, наркотики стали сверхвыгодным товаром. Это было время, когда людям было страшно жить в России, страшно за детей.
"Каннабис - коварный соблазнитель"
- Елена Михайловна, верно ли, что наркотики из природного сырья уходят в прошлое, а все большее распространение получают синтетические наркотики?
- Нет, тенденция такая же, как во всем мире. Большая часть наркоманов пользуется наркотиками каннабисной группы - марихуана, гашиш, конопля. В детско-подростковой части наркозависимых, состоящих на учете в нашем диспансере, 83 процента - потребители каннабисных наркотиков, у остальных - опийная группа. Распространенность марихуаны и гашиша в России огромна. Существует миф, что особенного вреда они здоровью не приносят. Причем этот миф поддерживается и в среде студентов, в том числе студентов-медиков, части людей более взрослых, образованных, на которых общество изначально делает ставку как на перспективных...
- Возможно, этот миф опирается на биографии ряда известных западных политиков, в которых как милый недостаток упоминается, что тот или иной господин в юности баловался марихуаной, курил травку?
- Писатель Шарль Бодлер сравнивал действие опия и каннабиса. Он говорил, что опий обладает высоким риском зависимости, он - как разнузданный демон, быстро убивает. А каннабис, как коварный соблазнитель, действует медленно, но итог тот же самый - наркомания. Последовательность этого процесса определил корифей отечественной наркологии профессор Г.Н. Энтин - эмоциональная тупость, снижение интеллекта, чувствительности к чужой боли, ослабления нравственных чувств, морально-этическая деградация, потеря интересов и склонность к агрессии. Одной из моих пациенток пришлось спасаться от человека, который сначала пристрастился к спиртному, потом начал курить травку и перестал контролировать себя. Как правило, сочетанное употребление - алкоголь и травка очень усиливают эмоциональную неустойчивость, она быстро переходит в агрессию.
В докладе Всемирной организации здравоохранения говорится, что наркомания
"...является хроническим рецидивирующим расстройством на биологической и генетической основе, а не объясняется просто отсутствием воли или желания прекратить их употребление". Тенденция к синтетическим наркотикам тоже растет - героин, экстази... Несколько дней назад у меня на приеме был студент. В школе он баловался травкой, два года назад попробовал героин, теперь у него серьезные проблемы. И таких немало. Кстати, мы ведь не с бомжами работаем, с социально сохранными людьми...
"Меня надо было спрятать от самого себя"
- Те, кто приходят к вам, чем объясняют, что все-таки решились просить помощи врача-нарколога?
- Мотивация такая: на первом месте угроза потери работы, второе - угроза развала семьи, и только третье - угроза потери здоровья, хотя, понятно, что если здоровья не будет, то не будет ни работы, ни, скорее всего, нормальной семьи. Отношение общества к наркологическим больным у нас всегда было негативное. Иметь рядом родственника или соседа наркомана - значит, лишиться покоя, здоровья. Если это твой близкий человек, сын, дочь - все в доме пусто, все надежды рушатся.
- А шанс спастись у тех, кто приходит к вам, есть? Ведь существует мнение, что наркомания неизлечима.
- Первый шаг - осознание своей проблемы, решимость лечиться. И если это случилось - шанс есть. Некоторые из наших пациентов так или иначе формулируют то, что сказал один из них: "Это хорошо, что я сюда попал, потому что надо было спрятать от самого себя". Часто после первых недель лечения, пациент уверяет, что у него уже все в порядке. "Я две недели не колюсь, я уже "переломался", зачем мне лечиться?". А через две недели снова приходит влечение к наркотику... Наши демократы, видно, хотели стать сильно великими, когда поторопились отменить принудительное лечение от наркомании, утверждая, что у каждого должно быть право выбора. Знаете, я не на Луне прожила те годы бешеного всплеска наркомании, столько трагедий насмотрелась... Нам еще долго придется за те годы расплачиваться. И я сейчас вижу, что ситуация в России складывается так, что придется возвращать принудительное лечение. И вот что. Не боюсь показаться занудой - меня очень тревожит нарастающая тенденция в обществе смолоду постоянно стимулировать себя чем-то. Легальным алкоголем, сигаретой, пивом, экстримом, нелегальной травкой...
- Елена Михайловна, вы никогда не пожалели о выбранной вами профессии? Особенно в то время, о котором не раз вспоминали в этом разговоре.
- В нашей профессии действительно шанс эмоционального выгорания очень силен. Теория говорит, что нельзя чрезмерно сопереживать больному и его родственникам, ибо от врача ждут не только сопереживания, а реальной медицинской помощи. Это хорошо в теории, а попробуй отстраниться в жизни... Я благодарна судьбе, что получила эту профессию, что моими учителями были яркие личности. Они научили меня главному в профессии врача - не судить больного наркоманией, а лечить его. Каким бы плохим ни был больной, мы ему морали не читаем.